1. Викторина по произведениям Н. В. Гоголя,
изученным ранее
– Где и когда родился Н.В. Гоголь? (На Украине,
20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие
Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской
губернии).
– Какое образование получил Н.В. Гоголь? (С 1818
по 1820 годы учился в городе Нежине, в
Гимназиивысших наук князя А.А. Безбородько).
– Как назывались гимназические литературные
журналы, организатором и участником которых был
Н.В. Гоголь? («Северная заря», «Звезда», «Метеор
литературы».)
– Какую женскую роль сыгралиграл Н.В. Гоголь в
ученическом спектакле? (Роль Простаковой в
комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
2. Сочинение-миниатюра: «Над чем смеётся
Гоголь в своей комедии «Ревизор»?
Н.В. Гоголь заставил современников смеяться над
тем, к чему они привыкли, и что перестали
замечать. И сегодня комедия, созданная великим
русским писателем, продолжая звучать современно,
указывает путь к нравственному возрождению.
«Когда же в бессмертной «Шинели» он дал себе
волю порезвиться на краю глубокой личной
пропасти, он стал самым великим писателем,
которого до сих пор произвела Россия».
3. Аналитическая работа с текстом повести
«Шинель»
Для работы оформляется таблица, левая часть
которой заполняется совместно, а правая –
самостоятельно.
Вопросы для анализа |
Комментарии |
Какова главная тема повести «Шинель»? |
Это тема человеческого страдания,
предопределенного укладом жизни. |
Как подчеркивается типичность героя и
ситуации? |
«Служил в одном департаменте», «Когда и в
какое время он поступил в департамент… этого
никто не мог припомнить», «один чиновник….» |
Какая личность перед нами? |
Живет без перспектив, личностью себя не
осознает, смысл жизни – в переписывании бумаг |
Чем стала для него идея приобретения шинели? |
Идея расцвечивает жизнь, наполняет ее особым
содержанием. |
В чем особый драматизм ситуации с кражей
шинели? |
Никто в этом мире не захотел помочь ему, не
поддержал протест против несправедливости. |
С какой целью вводится фантастический финал? |
Гоголь стремился вызвать у читателя чувства
протеста против условий жизни и чувство боли за
унижение человеческого достоинства. |
Какой тип «маленького человека» воплотился в
Башмачкине? |
Жертва, не осознающая трагизма своего
положения, так называемая духовно «стертая»
личность, что при явно выраженном сочувствии
автора к «маленькому человеку» не исключает
трезвого подхода к проблеме. |
4. Периоды жизни в момент работы над
«Мертвыми душами»
Версия: Н.В.Гоголь ориентировал своё
произведение на эпос Гомера и «Божественную
комедию» Данте, что определило трехчастную
структуру поэмы.
Первая часть (1 том) была задумана как
представление и аналитическое осмысление «ада»
российской действительности.
Во второй части (2 том) Гоголь намеревался
пропустить своих героев через «чистилище», чтобы
в третьей части (3 том) изобразить их в «Раю».
Законченным оказался только 1-й том.
5. Опорная схема. Построение поэмы «Мертвые
души». Система образов
Глава 1.
«Вступление» в поэму, набросок всего, что
впоследствии будет развито автором
(приезд Чичикова в губернский городок N, встреча
с чиновниками, подготовка почвы для авантюры)
Композиционные звенья поэмы
Первое |
Второе |
Третье |
Главы 2-6 |
Главы 7-10 |
Глава 11 |
Главы 2-6.
Изображение жизни российских помещиков.
Главы 7-10.
Изображение губернского города, в его же
пределах завершается характеристика владельцев
усадеб, но центральное место отведено
изображению мира чиновников. Как помещики и
чиновники воплощают социальное зло, высшая
степень которого проявляется в «Повести о
капитане Копейкине»?
Глава 11.
Повествование о жизненной судьбе
«сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова. Уже
через год после начала работы над «Мёртвыми
душами» Гоголь писал: «Если совершу это
творение так, как нужно его совершить, то …
какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая
разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!»
(Письмо к В.Белинскому от 12 ноября 1836
г.)
Войдя в художественный мир «Мёртвых душ», вы
увидите всю Русь и воскликните вслед за Пушкиным:
«Боже! Как грустна наша Россия!»
6. Сочинение-миниатюра «Почему П.И.Чичиков
посещал помещиков в такой последовательности?»
Манилов
Коробочка
Ноздрёв
Собакевич
Плюшкин
Ваша задача – назвать ту определенную черту,
свойственную каждому помещику, и доказать, что
путь от Манилова к Плюшкину – это лестница вниз.
7. Зачетная работа по теме: «Как страшна
наша Россия»
Задача: обобщить всё о мёртвых душах,
заполнить таблицу.
|
Манилов |
Коробочка |
Ноздрёв |
Собакевич |
Плюшкин |
1. Портретная галерея |
|
|
|
|
|
2. Описание поместья |
|
|
|
|
|
3. Жизнь крестьян |
|
|
|
|
|
4. Отношение к предложению Чичикова |
|
|
|
|
|
5. Итог сделки |
|
|
|
|
|
6. Каков герой |
|
|
|
|
|
|