Значительную
часть своей жизни Н.В. Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться
на его произведениях: в очень многих из них присутствует образ Петербурга,
столицы Российской Империи. Гоголь написал даже целый цикл петербургских
повестей, но самый невероятный Петербург он изобразил в поэме «Мертвые души».
Столичная
тема постоянно присутствует на страницах I тома этого произведения. Едва ли не в каждой главе
Гоголь так или иначе вспоминает Петербург. Он никогда не упустит случая, чтобы
не сказать двух-трех едких слов в его адрес. Еще не успел Чичиков осмотреться
на балу у губернатора, как Гоголь уже сообщает читателю, что некоторых мужчин,
как и дам, здесь с трудом можно было отличить от петербургских; стоит в другом
месте Чичикову подъехать к трактиру, как это тотчас вызывает у автора
ироническую ассоциацию с тем, как странно едят «господа большой руки, живущие в
Петербурге»; размышляя о кулацкой натуре Собакевича, Чичиков не прочь
прикинуть, что, пожалуй, таким же кулаком и медведем этот человек остался бы,
живя он даже в Петербурге; невзначай
сорвется у автора и нелестное замечание о важном человеке в чинах, с
благородной наружностью, со звездой на груди, который «ближнему нагадит так,
как простой коллежский регистратор».
Но
однажды «столичная тема» прозвучала в «Мертвых душах» без всяких метафор и
аллегорий, предельно открыто – в повести о капитане Копейкине. Здесь рассказана
драматическая история об инвалиде, герое Отечественной войны 1812 года,
прибывшего в Петербург за «монаршей милостью». Он добивается встречи с самим
министром, но тот оказывается черствым, бездушным чиновником и отказывает ему в
помощи. В этой повести Петербург, чинный, важный, утопающий в роскоши,
выступает символом государственной власти. Это город, в котором совершенно
немыслимо жить бедному человеку.
«…Словом,
Семирамида, сударь, да и полно! – рассказывает почмейстер. – Понатолкался было
нанять квартиры, только все это кусается страшно: гардины, шторы, чертовство
такое, понимаете, ковры – Персия целиком: ногой подпираешь капиталы. Ну,
просто, то есть, идешь по улице, а уж нос твой так и слышит, что пахнет
тысячами, а у моего Копейкина весь ассигнационный банк состоит из каких-нибудь
десяти синих».
Так
возникает в «Мертвых душах» перекличка с проблематикой петербургских повестей.
Петербург – неприветный, жестокий город, бесконечно чуждый маленькому человеку.
В повести о капитане Копейкине воплощением произвола и несправедливости
является уже не уездный город NN, а столица.
Гоголя ужасает картина современного ему города и он говорит о том, что
справедливости не найти нигде в России.
Петербург
«Мертвых душ» – это странный призрак настоящего города. В нем вещи такие же
живые, как и люди. Это необыкновенный город. Внутренний мир Петербурга может
понять не каждый, а только немногие, особенные люди. Одним из таких людей был
Н.В. Гоголь. Он увидел в этом городе то, что веками не замечали живущие здесь
люди. Набоков писал: «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его
улицам стал шагать самый причудливый человек во всей России». |