Воробей
захотел быть таким, как павлин, - с гордой поступью, высоко поднятой головой и
огромным хвостом. Онизо всех сил вытянул голову, раздул узкую грудку, растопырил перья
хвоста и пытался выступать так же элегантно, как это делает павлин.
... Читать дальше »
Из "рассыпанных" предложений составьте текст.
Он будет составлять один большой абзац. Обратите внимание на местоимения (что
они заменяют, на что указывают, что обобщают).
Поразительное
свойство личности Пушкина состояло в том, что он все это вмещал в себя
одновременно.
Именно
в эти трудные для него годы Пушкин почувствовал, что достиг творческой
зрелости.
Ученый
Эгмонт Дрэп поселился в городе Коменвиль ради тишины и покоя. Лет пятнадцать
назад он началписать
двухтомное научное исследование. Он не интересовался ничем, кроме сочинения и
своей дочери Тавинии Дрэп. Она жила у родс
... Читать дальше »
В
глухих джунглях северной Индии, около озера Изамет, стояла охотничья деревня. А
около озера Кинобай стояла другая охотничья деревня. Жители обеих деревень
издавнавраждовали
между собой, и не проходило ни одного месяца, чтобы с той или с другой стороны
не оказался убитым кто-нибудь из охотн
... Читать дальше »
Предлагаем прочитать журнальную заметку. Чтобы понять
мысль автора, придется подумать. Для этого нужно провести с текстом диалог.
Если при ответе на вопросы возникнут затруднения, посмотрите ответ под тем же
порядковым номером. Только, пожалуйста, не читайте все пункты ответа сразу - иначе
будет неинтересно.
Поработаем с подтекстом. Попробуем "разгадать
тайны" текста, читая стихотворение Игоря Губермана. Оно из четырех строчек.
Нас будут интересовать прежде всего события текста, его сюжет.
1.
Первая строка. Ночью вдруг раздался стук
в окошко.
Что произошло? Какие эмоции это событие могло вызвать?
Закройте листом бумаги ("движком") первую строку и открывайте
постепенно по одному слову. Постарайтесь пронаблюдать, как последовательно
"приращивается" смысл.
... Читать дальше »
Вспомним знаменитый роман Сервантеса, созданный в самом
начале XVII века. Скитаясь по Испании, Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса
попадают к герцогу и герцогине, которые вовсю дурачат их, пользуясь их
доверчивостью.
Чтобы
потешиться над простодушным Санчо, герцогская чета предлагает ему стать
губернатором острова. Подданные нового губернатора стараются поставить его в
тупик, предлагая ответить на самые каверзные вопросы. Но Санчо каждый раз
находит достойный выход из сложной ситуации.
Прочитайте отрывок из повести Н.В. Гоголя
"Сорочинская ярмарка". Этот фрагмент - описание того, как казак
Цыбуля едет на ярмарку. На возу сидят
его жена и хорошенькая дочка.О дочке и
пойдет речь.
Красавица
наша задумалась, глядя на роскошь вида, и позабыла даже лущить свой
подсолнечник, которым исправно занималась во все продолжение пути, как вдруг
слова: "Ай да дивчина!" поразили слух ее. Оглянувшись,увидела она толпу стоявших на мосту парубков,
из... Читать дальше »
В стихах всегда выражаются мысли, чувства, настроения, душевный
склад создавшего их автора или того человека, от лица которого написаны стихи.
Такое воображаемое лицо, от имени которого говорит поэт, называют лирическим
героем. Читая стихи, вы можете представить себе этого лирического героя -его
душевные качества, его отношение к миру. Попробуйте по коротеньким отрывкам,
которые вы сейчас прочтете, рассказать как можно больше о лирическом герое.
Поезд
ушел быстро, огни его скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума,
точно все сговорились нарочно, чтобы прекратить скорее это сладкое забытье, это
безумие.
Пришли
однажды церковные старосты к своему кюре и сказали: "Засуха губит урожай.
Мы просим, чтобы вы постарались насчет дождя". Кюре отвечал: "Я знаю
такую молитву. Если ее прочитать, дождь пойдет в тот же день. Но только нужно,
чтобы все как один были на это согласны". Когда пришло время проповеди, он
сказал:
Прочтите реплики трех действующих лиц из известной вам комедии.
Назовите комедию, автора и этих действующих лиц. Восстановите их разговор.
Обратите внимание на логические связи, которые объединяют реплики разных
персонажей.
Ах,
Господи Боже мой! Уж ребенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!
В
один из прекрасных осенних дней, полных светлой холодной задумчивости,
неяркого сияния солнца и желтых, бесшумно падающих листьев, я гулял в городском
саду. Аллеи были пусты, пахло прелью, земляной сыростью; в багрянце листвы
светилось чистое голубое небо. ... Повернув с аллеи на узкую кривую тропинку, я
заметил двух мальчуганов, присевших на корточк
... Читать дальше »
В рассказе современного писателя Вячеслава Пьецуха
"Оазис" нет никакого особого сюжета. Его герой просто едет поездом от
Чарджоу до Красноводска, отчаянно скучает, в вагоне жарко, за окном печальные Каракумы - пепельно-желтое
пространство с натыканными тут и там серыми кустиками...
Но вот поезд неожиданно останавливается.
Что
было дальше? Прочитайте фрагмент рассказа. Мы намеренно пропустили в нем
несколько слов: вам нужно будет их восстановить или додумать за писателя, а
потом провери
... Читать дальше »
Из "рассыпанных" предложений составьте текст.
Вначале отделите предложения, развивающие две совершенно разные темы, затем
составьте два "параллельных" текста и только потом решите, какой из
них должен идти первым.
Утро
в Фонтанном доме начиналось рано, вместе спросыпающимся городом.
Арба
крестьянина перевернулась на дороге, и из нее ссыпались пшеничные снопы.
Аробщик растерялся. По дороге шел сосед аробщика. Он помог соседу, они
погрузили снопы в арбу и продолжали путь. "А ведь тебе повезло, - сказал
аробщику сосед. - Если бы не я, разве ты смог бы поднять арбу?" -
"Благодарю, -
... Читать дальше »
Еще издали, завидев меня, встречные начинали улыбаться, а к
тому времени, как мы сходились, у меня обычно была готова фраза, от которой
улыбка их разрешалась смехом.
Возможный ответ
Какой-то человек постоянно всех смешил. Окружающие тоже при
встрече с ним всегда ожидали чего-то смешного. Он это знал и старался не
обмануть их ожидани
... Читать дальше »
Продолжите афганскую сказку, название которой мы пока не
приводим.
Однажды
римский император послал вестника к падишаху Анушривану. Тот прибыл ко двору
падишаха, смотрит - стоит дворец. Вестник стал его осматривать, и одна стена
показалась ему кривой. "Почему эта стена кривая?" - спросил он у
кого-то. "Здесь был дом одной старухи, - ответил тот. - В те времена,
когда падишах строил этот дворец, он просил старуху продать ему дом. Но она не
согласилась, и падишах не сумел ее уговорить. Поэтому одна стена во дворце
осталась кривой".
Под
этот шум я стал засыпать, все еще плохо осознавая происходящее и только радуясь
животной радостью при мысли, что я в избе, близко к огню, что все то, что во
мне так неприятно застыло и окоченело, скоро должно оттаять и распуститься.
Принц
с принцессой праздновали еще свой медовый месяц. Счастливы они были
чрезвычайно, и только одна мысль не давала им покоя: им очень хотелось знать,
будут ли они так же счастливы всю свою жизнь? Поэтому стали они мечтать о
талисмане, который огради
... Читать дальше »
Прочитайте отрывок из книги основоположника кибернетики
Норберта Винера "Творец и робот", который мы назвали
Обезьянья лапа
Джекобс,
английский писатель начала XX века ... написал повесть "Обезьянья
лапа", который представляет собой один из классических образцов
"литературыужасов".
Потом
мало-помалу явилась привычка; я перестал всего бояться, больше стал верить в
себя, каждое действие над больным уже не сопровождалось бесплодными терзаниями
и мыслями о всех возможных осложнениях.
Прочитайте рассказ-притчу, автором которого является замечательный
отечественный педагог XIX века К.Д. Ушинский. Текст приводится в сокращении.
Слепая лошадь
Давным-давно
стоял на высоком морском берегу богатый торговый славянский город Винета. В
этом городе жил купец Уседом, который был очень богат. В конюшне Уседома было
много прекрасных лошадей, но не было коня быстрее и красивее Догони
... Читать дальше »
Рассказ Виктора Астафьева "Васюткино озеро" - о
мальчике, который заблудился было в заполярной тайге.
О приключениях
Васютки вы прочитаете сами, в коротком задании о них не расскажешь. Но для того
чтобы в полной мере ощутить детективную атмосферу повествования,нужно вместе с Васюткой переживать его
чувства, слушать его ушами, наблюдать так же внимательно, как и он... И вместе
с героем учиться ориентироваться в незнакомой ситуации и в жизни вообще.
1918
год, революция, красный Петроград - и вдруг попугай из позапрошлого века,
переживший Екатерину II, Павла, трех Александров, двух Николаев, Временное
правительство.
Прочтите рассказ О` Генри. Читая, будьте внимательны к
каждому слову, ведь слова всегда несут большую смысловую нагрузку, а в
художественном тексте - особенно.
Пока ждет автомобиль
Как
только начало смеркаться, в этот тихий уголок тихого маленького парка опять
пришла девушка в сером платье. Она села на скамью и открыла книгу, так как еще
с полчаса можно было читать при дневном свете.
Прочитайте заглавие одного стихотворения, текст которого
будет приведен позже. Имя автора известно, но мы пока его тоже не называем.
Веселая народная песня
1. Понятен ли жанр стихотворения, которое вы будете
сейчас читать? Вспомните, каким одним словом называется все
"народное" - песни, сказки, былины. Известно ли обычно имя автора
того или иного произведения устного народного творчества? Сверьтесь с ответом.
Прочтите отрывок из повести Марка Твена "Принц и
нищий".
В
книге Марка Твена рассказывается, как в Англии XIVвека принц Эдуард VI случайно поменялся
одеждой снищим мальчиком Томом Кенти,
похожим на него какдве капли воды. В
результате принц оказался срединищих
бродяг, а Том Кенти - на королевском престоле.... Читать дальше »
Прочитайте отрывок из стихотворения Иосифа Бродского
"Речь о пролитом молоке". Отрывок этот небольшой - мы ужеговорили о том, что ученые-филологи такие
контекстыназывают
"точечными". У истинных поэтов даже "точечные контексты"
содержат большое количество смыслов.
Одному
восточному властелину приснилось, что у него выпали один за другим все зубы. В
сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот сказал: "Повелитель,
я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех
своих близких. В гневе властелин приказал бросить в тюрьму несчастного и
привести другого предсказателя. Тот сказал: "Я счастлив соо
... Читать дальше »
Все,
что случилось в последнюю неделю, вылетело уменя из головы; я видел только этого
сдержанного человека, теперь плакавшего передо мной, как мальчик.
Потренируемся
в прогнозировании. В том месте, где мы прерываем
текст, вам нужно будет продолжить фразу "за автора". Один совет. Не
старайтесь выдумывать что-нибудь пооригинальнее, наоборот, используйте для
продолжения самые обычные, типичные ассоциации - те, что первыми приходят в
голову.
Она
сорвала конверт и торопливо пробежала письмо глазами;прочитала его еще раз и
бросила быстрый, хитрый взгляд на Неваду, для которой весь мир в эту минуту,
казалось, свелся к перчаткам, а письма молодых, но идущих в гору художников
имели не больше з
... Читать дальше »
Прочтите приведенный в сокращении рассказ А. Грина.
Игрушки
В
одном из пограничных французских городков, занятых немцами, жил некто Альваж.
... Он жил очень уединенно, скрытно; единственным счастьем его жизни были
игрушки. ... У него были великолепные картонные фермы с коровками и колодцами;
целые городки, крепостцы, пушки, стреляющие горохом, деревянные солдатики,
кавалеристы, кораблики и пароходы. Альваж... Читать дальше »
Вначале нужно пояснить одну грамматическую конструкцию:
лев следит бег оленя. Сейчас мы
сказали бы за бегом. Но в прошлом
веке конструкци
... Читать дальше »
Прочитайте фантастический рассказ американского писателя
Теодора Томаса.
Сломанная линейка
Логарифмическая
линейка сломалась пополам под пальцами Картера. Он уронил обломки на стол и,
подняв голову, встретился глазами с Сесилом Харди. Картер сказал одними губами:
"Я так хочу этого, Сесил, так хочу!"
Попался
воробей в ловушку к птицелову и решил спастись. "Выслушай меня, о человек!
- сказал он. - Если ты предпочитаешь еду, съешь меня! Если же ты ценишь мудрые
слова, то оставь меня, и я тебе дам три совета. Один из них я дам, находясь у
тебя в руках, другой - сидя на корне этого дерева, третий — на вершине
его". Птицелов согласился. "Первая заповедь такова, - сказал
... Читать дальше »
Прочитайте приведенный в сокращении отрывок из автобиографической
эпопеи К.Г. Паустовского "Повесть о жизни" (книга первая —
"Далекие годы").
Золотая латынь
...
В нашем классе когда-то висели картины. Их давно сняли, но в стенах осталось
шесть больших костылей. Эти костыли вызвали у нас одну "удачную
мысль". ...... Читать дальше »
Две
недели спустя, когда я пошел на поправку, доктор расхохотался и сказал, что, по
его мнению, меня поставили на ноги не его лекарства, а то состояние бешенства,
в котором я все это время пребывал.
Повесть В. Крапивина "Крик петуха" (советуем ее
прочитать) заканчивается тем, что мальчик Филипп просит своего старшего друга,
священника, освободить от наказания человека, который идет, днями и ночами, не
ведая конца, по бесконечной насыпи и не может ни сесть, ни упасть... Так он
наказан. За что - вы узнаете из помещенного ниже отрывка, разговора Филиппа и
отца Дмитрия:
-
Сам себе выбрал такое... Он стрелял в детей. Возможно ли более черное дело?
Прочитайте прозаическое произведение поэта прошлого века
В.А. Жуковского. Приводим его в сокращении.
Каннитферштан
Однажды
бедный немецкий ремесленник приехал по делу в богатый голландский город
Амстердам. Загляделся он на окружающее богатство. Увидев большой и красивый
дом, он спросил первого встречного: "Чей это дом, в окнах которого так
много тюльпанов, нарциссов, роз?" Прохожий ответил:
"Каннитферштан". По-голландски э
... Читать дальше »
Рассказ А.П. Чехова "Попрыгунья" начинается
фразой: На свадьбе у Ольги Ивановны были все ее друзья и добрые знакомые.
На свадьбе у Ольги Ивановны... Что мы узнали из этого
фрагмента? То, что у Ольги Ивановны была свадьба. И все? —Далеко нет. Чтобы
понять смысл такого начала, надо представить, какие варианты описания этой
ситуации вообще могут быть..Приведем
12.
В мировой культуре немало произведений, специально
посвященных самому главному в этой жизни - Любви, Смыслу существования, Смерти.
Такие тексты называют экзистенциальными.
Эк-зи-стен-ция по-латыни и значит существование.
Одно из лучших стихотворений Марины Цветаевой на эту тему
- "Уж сколько их упало в эту бездну...".
В этом стихотворении есть "темное место". Это
строфа: