Прочитайте заглавие одного стихотворения, текст которого
будет приведен позже. Имя автора известно, но мы пока его тоже не называем.
Веселая народная песня
1. Понятен ли жанр стихотворения, которое вы будете
сейчас читать? Вспомните, каким одним словом называется все
"народное" - песни, сказки, былины. Известно ли обычно имя автора
того или иного произведения устного народного творчества? Сверьтесь с ответом.
2. Соотнесите между собой два следующих тезиса:
Подлинное произведение народного творчества обычно не
имеет автора, его автор - народ.
Автор
стихотворения "Веселая народная песня" известен. Сделайте вывод.
Проверьте себя по ответу.
3. Слышали ли вы когда-нибудь народные песни? Какими
они бывают по настроению? Подберите
синонимы к определению веселая и к определению грустная (песня).
На что настраивается читатель, познакомившись с
заглавием?
Сформулируйте ваши ожидания.
4. У этого стихотворения есть подзаголовок:
(На четыре голоса)
Как уточнились ваши ожидания? От чьего лица будет
написано стихотворение - от лица автора
или от лица персонажей? Можете ли вы
предположить, сколько строф в нем будет?
Теперь прочтите полный текст стихотворения.
Что
вы, старцы, захудали,
Таковы
невеселы,
Головы
повесили?
"Отошшали!"
Что
вы, старые старухи,
Таковы невеселы,
Головы
повесили?
"С голодухи!"
Что
вы, парни, тихи стали,
Не
играете, не скачете,
Все
ревете, плачете?
"Тятьку угнали!"
Что
вы, детки, приуныли,
Не играете, не скачете,
Все ревете, плачете?
"Мамку убили!"
Совпали ли ваши ожидания с тем, что вы прочитали?
5.
Действительно ли стихотворение похоже на народную песню? Чем именно?
Главный
вопрос. С какой целью, по вашему мнению, автор выбрал такое
"неподходящее" заглавие?
Ответ
1.
Произведения устного народного творчества по-другому (и чаще) называют
фольклором. Фольклорные тексты не имеют автора, точнее, их автором является не
один человек, а коллектив - народ.
2.
Следовательно, "Веселая народная песня" - не подлинный фольклорный
текст, а стилизация под него. Именно такой вывод мы должны сделать.
3.
Мы нисколько не сомневаемся в том, что вы слышали народные песни — хотя бы всем
известные "Во поле береза стояла..." или "Пчелочка". По
настроению народные песни бывают как веселыми (плясовыми, разудалыми,
задорными), так и грустными (заунывными, печальными, тоскливыми).
4.
Можно ожидать, что герои сами будут "петь" свою "песню",
что их будет четверо, но ничего нельзя сказать о том, кто будут эти персонажи.
Количество строф в стихотворении, вероятно, будет делиться на четыре, их может
быть и двенадцать - ведь народные песни обычно длинные, с повторами...
5.
Стихотворение действительно очень похоже на народную песню, по своему
построению оно напоминает "Во поле береза стояла..." (каждый может
вспомнить свои примеры).
Стихотворение
построено на повторах. Посмотрите на средние строки четверостиший - они близки
по смыслу, а в первой-второй и третьей-четвертой строфах они повторяются слово
в слово. Все первые строки включают вопрос и обращение, а все последние строки
- это прямая речь, ответ на вопрос. Такое построение называется синтаксическим
параллелизмом.
Для
ответа на главный вопрос нужно назвать автора. Это Федор Сологуб, один из самых
известных поэтов Серебряного века. Стихотворение написано 4 декабря 1905 года,
во время русско-японской войны. Противоестественность, бесчеловечность голода,
войны, убийства вот главная мысль
стихотворения, которая, заметьте,
появляется только в контрасте заглавия и самого текста. Без "неподходящего" заглавия эти
стихи потрясли бы гораздо меньше...
Такое
заглавие тоже можно считать ироническим, ведь
определение веселая по отношению к песне в контексте стихотворения приобретает прямо
противоположное значение. Только ирония эта - горькая. |