Поработаем с подтекстом. Попробуем "разгадать
тайны" текста, читая стихотворение Игоря Губермана. Оно из четырех строчек.
Нас будут интересовать прежде всего события текста, его сюжет.
1.
Первая строка. Ночью вдруг раздался стук
в окошко.
Что произошло? Какие эмоции это событие могло вызвать?
Закройте листом бумаги ("движком") первую строку и открывайте
постепенно по одному слову. Постарайтесь пронаблюдать, как последовательно
"приращивается" смысл.
2.
Вторая строка. Быстрым был короткий мой
прыжок.
Прыжок - куда? К окну? К двери? Под кровать?
Прыжок - зачем? С какой целью? Спасти, защитить что-то?
Но что именно?
Прыжок назван быстрым
и коротким. Это одна и та же характеристика
или разные? Узнаем ли мы что-нибудь дополнительно из слова короткий?
3.
Третья строка. Это банку лапой сбила
кошка.
Получены ли ответы на вопросы ко
второй строке?
Изменилось ли настроение, заданное первой строкой?
Посмотрите на предлог, употребленный в первой строке.
Правдоподобны ли объяснения стука в окошко?
Поддается ли объяснению несоответствие первой и третьей
строк?
Чем, по вашему мнению, закончится стихотворение?
Попробуйте (не обязательно в рифму, главное – событийный
прогноз) записать свой вариант последней, четвертой, строки.
Ответ
1.
Первая строка, кроме того, что информирует о событии, еще и создает особое
настроение. Почитаем, как бы открывая по одному слову, и почувствуем это
настроение.
Ночью... Так может начинаться любой
текст, в том числе и "ласковый", "нежный",
"любовный". Но все же ночь связывается с чем-то темным, даже
страшным, -чаще, чем с приятным и радостным. Вы можете провести свой
собственный психолингвистический эксперимент. Спросите у ваших друзей,
родителей, знакомых: что они чувствуют при слове ночь?
Вдруг... Становится тревожно. Потому
что ночью никакого "вдруг" быть не может. Все равно, что вы делаете:
спите, читаете книжку, разговариваете по душам... Любое "вдруг"
ночью заставит вас встревожиться.
Раздался... О Господи, что там? Крик
"убивают!"?!
Стук... Кто мог прийти?! Зачем?
Почему?
В окошко... В дверь было бы не лучше, но
понятнее. Впрочем, может быть, это ветка дерева стучит? Все равно чувствуется,
что автор испугался: первые два смысла, которые создают наше настроение, - ночь
и неожиданность.
2.
Вторая строка - неясная. Прыжок назван быстрым
- значит, человек мгновенно среагировал на этот стук, и прыжок назван коротким — мы
понимаем, что то, куда человек бросился, находилось где-то рядом с ним. Но
зачем был этот прыжок и куда - неизвестно. Ждем продолжения.
3.
Третья строка - успокаивающая: "ничего страшного, это просто кошка".
Из-за рифмы кошка - окошко все
становится очень "домашним", даже этот стук. А что стук был не на окошке (на подоконнике), а в окошко - просто почудилось.
Заметим,
что мы получили ответы далеко не на все вопросы. Нам объяснили только причину
стука. Куда и - главное - зачем был мгновенный прыжок героя, мы так и не
узнали.
Вариант
продолжения у вас у каждого свой. Приведем лишь некоторые: "он успокоится
и заснет", "посмеется над своим прыжком", "разозлится на
кошку, что разбудила" и т.п. Все они так или иначе продолжают темы уже
начатые, связаны с ними логически и эмоционально.
Губерман
же заканчивает так:
Слава Богу - рукопись не
сжег.
И
возникают новые смыслы. Они поражают.
Поражает,
во-первых, однозначность реакции на стук. Никаких других вариантов нет, нет ни
удивления, ни недоумения... Есть только приказ самому себе:
"немедленно
сжигай рукопись". Такую реакцию не может предсказать читатель, живущий
спокойно в спокойное время, не знающий, что за рукопись, за ее хранение могут
арестовать... Если к вам - даже ночью - вдруг постучат, вряд ли вы первым делом
броситесь сжигать свои дневники. Мгновенность этой реакции - результат
многолетней "выучки", страшной тем более (и это уже в подтексте),
что такой дрессуре подвергались целые поколения. Арестовывать обычно приходили
по ночам, и любой ночной стук мог значить только одно: за тобой пришли.
Герой
испытывает не просто облегчение ("ничего страшного, это кошка"), но радость - чувство, никак не вытекающее
из предыдущих трех строк.
В этом коротком стихотворении главное - страх,
еще более глубокий, чем просто страх ночи и неожиданности. НКВД.
"Органы". ГУЛАГ. КГБ. Все, что стоит за этими понятиями, и есть
подтекст. Глубина этого подтекста у всех разная. Чем больше вы знаете о той
эпохе из книг А. Солженицына, В. Шаламова, О. Волкова, Е. Гинзбург, Ю. Орлова,
А. Марченко, А. Жигулина, Г. Жженова, В. Фрида, многих других - тем глубже ваше
понимание этого текста.
По-настоящему
понять этот подтекст и осмыслить содержание четырех строчек стихотворения может
только тот, кто пережил. Не обязательно на собственной судьбе. Но обязательно -
пережил.
Ночью
вдруг раздался стук в окошко.
Быстрым
был короткий мой прыжок.
Это
банку лапой сбила кошка.
Слава
Богу - рукопись не сжег... |