Прочитаем две пушкинские строчки:
...ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев
следит оленя бег пахучий.
Вначале нужно пояснить одну грамматическую конструкцию:
лев следит бег оленя. Сейчас мы
сказали бы за бегом. Но в прошлом
веке конструкция следить (что?) была
нормативной. Если это понятно, то и фактуальную информацию понять несложно: лев
идет по следу (выслеживает) оленя.
А
теперь - задание. Попробуйте "включить воображение" и увидеть
картинку во всех подробностях. Для этого нужно определить "точку
зрения" в самом прямом смысле слова, то есть занять ту или иную позицию
наблюдателя.
Откуда
смотрит наблюдатель? Издалека? Находится рядом со львом? Можно ли доказать, кто
прав, если вдруг мнения разойдутся? А может быть, "наблюдателем"
здесь является сам лев и вся ситуация дана "его глазами", через его
восприятие? Как это доказать?
Ответ
Попробуем читать медленно, каждый раз спрашивая себя: кто
и откуда может это наблюдать? кто может это чувствовать? Ноздри пыльные - можно увидеть только очень близко, причем находясь
не сверху, а сбоку от льва. Песок
воспринимается как сыпучий - тоже с
близкого расстояния. Обозначим эту позицию № 1. А вот картинку Голодный лев следит оленя бег... можно
увидеть откуда угодно - хоть с вершины бархана, хоть с самолета. Это уже
совершенно иная позиция наблюдателя, № 2.
Дальше появляется слово пахучий. Кто может так воспринимать след оленя? Конечно, не
человек, а только сам лев. И это будет уже "точка зрения" № 3.
В двух строчках пушкинского текста никак не объяснен переход от одной "позиции
наблюдателя" к другой, они не
согласованы между собой, и читатель должен уметь "прыгать",
по-разному смотря на один и тот же предмет. И это не недостаток стихов, а общий закон
искусства. В кино прием перехода от
"общего плана" и "крупному"
распространен очень широко. А в литературе первым его применил именно А. С. Пушкин: до него
"количество возможных в литературе
точек зрения было невелико, они были
читателю заданы", и смешение точек зрения
было запрещено законами поэтики. Пушкин сначала в "Руслане и Людмиле", а потом в
"Евгении Онегине" создал новую
художественную систему, построенную на
"игре точек зрения".
...Вот как далеко
мы ушли от голодного льва. Этот пример
приводит Ю.М. Лотман в своем спецкурсе "Роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин",
в главе «Проблема "точки
зрения" в романе». |