Потренируемся
в прогнозировании. В том месте, где мы прерываем
текст, вам нужно будет продолжить фразу "за автора". Один совет. Не
старайтесь выдумывать что-нибудь пооригинальнее, наоборот, используйте для
продолжения самые обычные, типичные ассоциации - те, что первыми приходят в
голову.
Хорошо бы начать свою пьесу так.
Ведущий произносит:
- Был ясный, теплый, солнечный...
Как
вы продолжите?
Читайте
дальше.
Пауза.
- Предпоследний день...
Ваше
продолжение? Если день теплый и солнечный, то это "предпоследний
день" - чего? Читайте последний фрагмент.
И наконец, отчетливо:
- Помпеи!
1.
Вы работали с миниатюрой современного писателя С. Довлатова из его
"Записных книжек". Как вы думаете, зачем автору понадобилось
разбивать фразу, вводить в свой рассказ слово пауза и ставить такие знаки препинания, как многоточие и
восклицательный знак? Представьте, что фраза "ведущего" записана
одним простым повествовательным предложением, вот так: Был ясный, теплый, солнечный предпоследний день Помпеи. Что
изменится?
Как
соотносятся по смыслу начало и конец фразы? Какой эффект производит появление
последнего слова? Сверьтесь с ответом.
2.
Явление монтажа и эффект, который при этом возникает, хорошо знают сами
писатели. Иногда они раскрывают свои профессиональные секреты, делятся своим
знанием с читателем. Обнажение приема - так называется этот способ привлечь
внимание читателя, показывая ему свою "кухню". Ответьте на вопрос:
какой прием "обнажает", то есть показывает в действии, писатель в
рассматриваемом случае?
Вновь
прочитайте миниатюру С. Довлатова, но теперь Целиком.
Хорошо бы начать
свою пьесу так. Ведущий произносит:
- Был ясный, теплый, солнечный...
Пауза.
- Предпоследний день...
И наконец, отчетливо:
- Помпеи!
Ответ
1. Разбиение фразы на части, а также слово пауза знаки препинания позволяют
замедлить восприятие текста, акцентировать наше внимание на том, что от начала к концу фразы настроение читателя
меняется на противоположное: от
безмятежного, радостного - к ужасу. Потому что "последний день
Помпеи" - это день извержения вулкана Везувий, когда почти все жители
города были погребены под слоем пепла...
Начало "последнего дня Помпеи" так же точно не
предвещало ничего плохого, как начало фразы в миниатюре С. Довлатова. Ученые
сказали бы, что автор смоделировал настроение человека, жившего в тот последний
день. А мы подчеркнем, что такое необычное, замедленное построение фразы
позволяет нам как бы пережить событие. В
подобном "переживании", "проживании" - одна из самых
главных задач искусства.
Заметьте, кстати, что у Довлатова не "последний
день", а предпоследний. Это
связано с тем, что выражение последний
день Помпеи стало крылатым, и читатель узнал бы его сразу, что разрушило бы
эффект неожиданности.
2. С. Довлатов показывает в действии прием, который
называется эффект обманутого ожидания. Мы уже не раз встречались с ним в
рассказах А. Чехова и 0'Генри. А "обнажение приема" состоит в том,
что автор театрализует действие, то есть не просто рассказывает, а устраивает
как бы маленький театр, рассчитывает на сценический эффект. |