Прочитайте фрагмент рассказа В. Драгунского "Слава
Ивана Козловского", в котором Дениска на уроке пения исполняет свою
любимую песню.
Тут
я остановился, потому что я был весь потный и у меня дрожали колени.
А
Борис Сергеевич хоть и играл, но весь как-то склонился к роялю, и у него тоже
тряслись плечи...
Я
сказал:
-
Ну как!
-
Чудовищно! - похвалил Борис Сергеевич.
-
Хорошая песня, правда? - спросил я.
-
Хорошая, - сказал Борис Сергеевич и закрыл платком глаза.
-
Только жаль, что вы очень тихо играли, Борис Сергеевич, - сказал я, - можно бы
еще погромче.
-
Ладно, я учту, - сказал Борис Сергеевич. - А ты не заметил, что я играл одно,
а ты пел немножко по-другому?
-
Нет, - сказал я, - я этого не заметил! Да это и неважно. Просто надо было
погромче играть.
Вы смеялись (или хотя бы
улыбались)? А почему?
1. Как вы думаете, какую оценку поставит Дениске
Борис Сергеевич?
2. Сравните мнение Дениски о своем пении и реакцию учителя.
В чем выражается эта реакция?
3. Найдите фразу, в которой соединились обе оценки.
Какое слово верно описывает ситуацию, а
какое употреблено в противоположном смысле? Как называется этот троп?
Ответ
1.
В продолжении этого фрагмента рассказа читаем:
-
Ну что ж, — сказал Борис Сергеевич, - раз ты ничего не заметил, поставим тебе
пока тройку. За прилежание. Как -
тройку? Я даже опешил. Как же это может быть?
Тройку - это очень мало? Мишка тихо пел и то получил пятерку...
2.
Реакция Бориса Сергеевича: прямая оценка - чудовищно,
косвенная - весь как-то склонился к
роялю, и у него ... тряслись плечи (от хохота), закрыл платком глаза
(смеялся до слез), ...играл одно, а ...
пел немножко по-другому (фальшивил). Заметьте, что автор использовал прием
перифразы, "зашифровал" прямые оценки.
Все
это хорошо понимаем мы, автор, а также Борис Сергеевич и, наверное, класс.
Дениска эти сигналы истолковывает по-своему: заметьте слово тоже (у учителя тряслись плечи будто бы по той же причине, по
какой у Дениски дрожали колени). Для Дениски "неважно", как петь,
лишь бы громко, и оценка чудовищно для
него то же самое, что чудесно. А еще
заметьте восклицательный знак в предложении Ну
как! Дениска не спрашивает, как он пел, он это и так знает. Дениска ждет
подтверждения своему восхищению собственным пением.
3.
- Чудовищно! - похвалил Борис Сергеевич. Столкновение
полярных оценок создает комический эффект. Слово похвалил звучит иронически. |