Прочитайте стихотворение А. Фета. Немного задержитесь
после первых двух строчек: в задании мы попросим вас объяснить, как вы их
понимаете.
Твоя
старушка мать могла
Быть
нашим вечером довольна:
Давно
она уж не была
Так зло-умно-многоглагольна.
Когда же взор ее сверкал,
Скользя
по нас среди рассказа,
Он
с каждой стороны встречал
Два
к ней лишь обращенных глаза.
Ковра
большого по углам
Сидели
мы друг к другу боком,
Внемля
насмешливым речам, —
А
речи те лились потоком.
Восторгом
полные живым,
Мы
непритворно улыбались
И
над чепцом ее большим
Глазами
в зеркале встречались.
Как вы поняли это стихотворение? От чьего лица оно
написано? Кто такие мы? Что между
ними происходило? Почему старушка мать осталась довольна?
Чтобы лучше понять сюжет этого стихотворения, нарисуйте
комнату, в которой происходили встреча и разговор. Но прежде обдумайте свой
рисунок: имеет ли значение величина ковра (ковра
большого по углам)? где висит зеркало? будут ли на вашем рисунке видны лица
героев?
Рассмотрите рисунки, сделанные учениками одной из московских
гимназий. Какой из них кажется вам самым точным? Почему? Если бы вы не знали автора этого стихотворения, то
смогли бы - на основе одного только
текста - назвать время (хотя бы век),
когда оно было написано? Как бы вы рассуждали?
Ответ
Самым точным, на наш взгляд, является рисунок
3, потому что в нем соблюдены все "условия", названные в тексте:
герои сидят по углам большого ковра, боком друг к другу, лицом к старушке, их лица обращены к
ней, а глаза - к зеркалу, которое висит
за ее спиной. В таком расположении зеркала - секрет сюжета.
Стихотворение
написано от лица молодого человека, который приходит в дом к девушке и
вынужден встречаться с любимой только в присутствии ее матери-старушки. Конечно
же, им хочется остаться наедине, а не слушать насмешливые речи, которые
"лились потоком".
Однако
тот, кто любит, всегда найдет способ быть вдвоем. Здесь таким способом стал
разговор глазами через отражение в зеркале. Разговор явно удался, герои
довольны, их чувства - восторгом полные
живым. Довольна и мать, которой явно не хватает общения, потому что обычно
ее никто не слушает или слушает невнимательно. Обратите внимание на двоеточие в
конце второй строки, ведь дальше объясняется, чем именно старушка осталась довольна: Давно она уж не была / Так зло-умно
-многоглаголъна.
Стихотворение
создано в прошлом веке. Только зная об этом, мы можем уверенно говорить, что
стихотворение написано от лица молодого человека: ведь это он пришел к девушке.
Наоборот тогда быть не могло. Обычаи XIX века отличаются от нынешних. Сейчас
молодые люди могут встречаться гораздо свободнее, их отношения не зависят (как
это было раньше) от благословения родителей, которое еще нужно было
заслужить...
Впрочем,
свои недостатки и свои достоинства есть и у прежних обычаев, и у нынешних. А
как думаете вы? |