Прочитайте стихотворение Андрея Вознесенского.
Во
время взлета и перед бураном
мои
душа и уши не болят –
болит
какой-то совестибулярный
неясный
для науки аппарат.
Когда,
снижаясь, подлетаю к дому,
я
через дно трепещущее чую,
как самолет жестяною ладонью
энергию вбирает полевую.
Читаю
ль тягомотину обычную
или
статьи завистливую рвотину,
я
думаю не об обидчике –
что
будет с родиной?
Неужто
и она себя утратит -
с
кукушкой над киржачною болотиной -
и
распадется, как Урарту, -
что
будет с родиной?
Она
атавистически сладима –
кому-то
Кремль, оттиснутый на сотенной,
а
мне - язык мой непереводимый...
Что
будет с родиной?
Не
административная система —
блеск
ее верст, на спиннинги намотанный.
Она
за белой церковью синела
нерадиоактивною
смородиной.
Я
не хочу, чтобы кричала небу
чета
берез, белеющих в исподнем.
Отец и мать в моих проснулись генах:
"Что
будет с родиной?"
Прочитайте первую строфу еще раз.
Во
время взлета и перед бураном
мои
душа и уши не болят –
болит
какой-то совестибулярный
неясный для науки аппарат.
Что значит совестибулярный?
Какие известные вам слова напоминает это слово? Можно ли (хотя бы
приблизительно) описать назначение такого аппарата? У всех ли людей он есть?
Для чего он, по-вашему, может быть нужен?
Ответ
Совестибулярный аппарат получился, по-видимому, из
соединения в одно целое слов совесть
и вестибулярный аппарат.
Вестибулярный аппарат есть у каждого человека, он отвечает за ориентацию в
пространстве. Этот аппарат - физиологическое приспособление, и сам человек не
может им управлять, как не может управлять, например, скоростью движения крови
по сосудам. Человек во многом зависит от своего вестибулярного аппарата:
некоторых укачивает в машине или в
самолете, и перед поездкой они должны
учитывать эту особенность своего организма.
Совесть
- понятие духовное, нравственное и, наверное,
только человеческое. Совесть может проснуться,
пробудиться - вдруг, без всякого желания самого человека. Она может мучить, даже терзать, но при этом человек волен и не прислушиваться к ее голосу
и даже (средств много) полностью заглушить этот голос. То есть человек может в
какой-то степени управлять своей совестью. (Так
ли это, поговорим чуть ниже.)
Таковы
исходные данные - знания, которые нужны для понимания принципа действия
"неясного аппарата".
Что
сказано в стихотворении Вознесенского? Попробуем "перевести". Во время взлета ... уши не болят - значит, вестибулярный аппарат в норме. Перед бураном мои душа и уши
не болят - значит, и давление нормальное, и нервы в порядке. Что же у него болит? Совесть. Но не "обыкновенная",
а совесть как заложенный в человека "аппарат", подобный
вестибулярному, с которым приходится считаться и который нельзя
"отключить".
Примерно
так мы понимаем определение совестибулярный.
Может быть, вы расшифруете это понятие точнее?
А
теперь - о том, действительно ли совесть можно заглушить. Думаем, нет. А если
можно, то лишь на короткое время. Если у
человека есть совесть, то она не может не проявить себя. Можно вспомнить
Раскольникова, который пытался, но не смог поставить на место совести теорию.
Можно вспомнить пушкинского Скупого рыцаря:
...что
меня
И
совесть никогда не грызла, совесть,
Когтистый зверь, скребущий сердце,
совесть,
Незваный
гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый, эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются
и мертвых высылают?..
Фазиль
Искандер написал статью "Государство и совесть", в которой он предлагает сделать
совесть - поскольку это главное в человеке - главным и в политике. Писатель
предупреждает: "Нас ждут трагические неудачи, пока мы не осознаем, что
базисом, фундаментом человеческой жизни и целого государства является
совесть". В доказательство Фазиль Искандер приводит такой пример:
"Самые
людоедские государства, душившие совесть, никогда ее теоретически не отрицали,
а просто искажали в свою пользу. Даже они мистически боялись прямо и громко ее
отрицать.
Интересный
в этом отношении диалог был у нашего знаменитого священника-хирурга
Войно-Ясенецкого со Сталиным. Передаю суть.
-
Что это вы говорите - душа, душа. Ее нет. Ее никто не видел, - сказал ему
Сталин.
-
Совесть тоже никто не видел, - отпарировал знаменитый священник-хирург, - но
ведь вы не станете отрицать, что она есть.
И Сталин промолчал. Не осмелился сказать, что и
совести нет. В этом великая, непобедимая тайна совести". |