Прочитайте отрывок из повести Н.В. Гоголя
"Сорочинская ярмарка". Этот фрагмент - описание того, как казак
Цыбуля едет на ярмарку. На возу сидят
его жена и хорошенькая дочка. О дочке и
пойдет речь.
Красавица
наша задумалась, глядя на роскошь вида, и позабыла даже лущить свой
подсолнечник, которым исправно занималась во все продолжение пути, как вдруг
слова: "Ай да дивчина!" поразили слух ее. Оглянувшись, увидела она толпу стоявших на мосту парубков,
из которых один, одетый пощеголеватее
прочих, в белой свитке и в серой шапке решетиловских смушек, подпершись в бока,
молодецки поглядывал на проезжающих.
Красавица не могла не заметить его загоревшего, но исполненного приятности лица и огненных очей,
казалось, стремившихся видеть ее насквозь, и потупила глаза при мысли, что,
может быть, ему принадлежало произнесенное слово.
Что осталось непонятным? (Подскажем: непонятными для вас
должны быть два момента. Один - связанный с предметами одежды, а другой -
связанный с логикой, с рассуждениями рассказчика.) Если нашли только один -
думайте дальше, всматривайтесь в текст еще внимательнее: что в нем не так,
какая странность в описании?
Ответ
Непонятными
для вас должны быть слово парубок
(оно значит "юноша, молодой человек") и названия предметов одежды. Свитка — это верхняя одежда, типа
летнего пальто. Смушки - мех, шкурка
новорожденного ягненка. Чем отличались
решетиловские смушки от других прочих - нам выяснить не удалось. Но по
контексту ясно, что решетиловские — самые лучшие!
Однако
самая таинственная непонятность этого текста связана с маленьким словечком:
союзом но. Почему загоревшее лицо не
может быть "исполненным приятности"? (А это следует из фразы загоревшего, но исполненного приятности лица.) Потому что загар - признак низкого
происхождения, даже плебейства, если хотите. Аристократ, дворянин, человек высокого происхождения
должен был иметь бледный цвет лица. Так было в XIX веке. Можете прочитать
диссертацию Н.Г. Чернышевского "Об эстетическом отношении искусства к
действительности" - убедитесь. Поскольку эта информация для современников
Гоголя была само собой разумеющейся, то писатель помещал ее в
"скважины".
И
еще один важный момент. Вам не кажется странным, что едущая на возу и
беспрерывно лузгающая семечки девушка ждет, оказывается, дворянина?.. Конечно,
это не так. Это но принадлежит не
девушке, а автору. Это Гоголь объясняет своим образованным читателям из высшего
круга, что, дескать, у парня лицо хоть и загоревшее (он простой парень) - а все
равно красивое. |