Суббота, 23.11.2024, 03:54


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [158]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2012 » Ноябрь » 30 » Задание 157
19:49
Задание 157
Прочитайте стихотворение А. Фета. Оно без заглавия.

Буря на небе вечернем,

Моря сердитого шум –

Буря на море и думы,

Много мучительных дум –

Буря на море и думы,

Хор возрастающих дум –

Черная туча за тучей,

Моря сердитого шум.

 

1. Прочитайте стихотворение вслух, растягивая ударные гласные звуки. Что вы слышите?

Выпишите ударные гласные. (У вас должно получиться три    

столбика по 8 гласных в каждом.) Общее количество гласных (Зх8)=24.

Посчитайте, сколько среди всех гласных звуков [о] и [у]. Чем это можно объяснить?

Присмотритесь к каждому столбику. В каком столбике какие гласные преобладают? В каком больше всего нарушений зако­номерности, которую вы только что выявили, а в каком нет совсем? Как вы думаете, почему?

Сделайте вывод.

2. Какие еще средства, кроме звуков, использует поэт, чтобы передать читателю картину бури на море?

Подскажем: обратите внимание на знаки препинания. На пов­торы: одинаковые ли они? На части речи: какая из них отсут­ствует и почему? Рассмотрите каждые две строчки попарно: строится ли из этих пар композиция стихотворения?

 Ответ

1. Картину бури поэт создает в первую очередь при помощи звуков. Из 24 ударных гласных 18 (!) приходится на звуки [о], [у], которые сами по себе способны передавать "завывания" ветра.

Полная картина гласных в этом стихотворении выглядит так:

у

о

у

о

у

о

о

о

э

и

о

и

о

а

у

и

э

у

у

у

у

у

у

у

 

 

Нарушений больше всего в среднем столбике (то есть в середине строки, где они не так заметны). Нет нарушений в первом столбике (то есть каждое первое слова в строке -с ударным [о] или [у]). А третий столбик вовсе замечательный: за исключением первого [э], он весь состоит из одного [у-у-у-у-у-у-у]... А как известно, последнее слово в стихотворной строке - самое "сильное".

Понравилось?

2. Пунктуация в этом тексте тоже напоминает нам о волнах — в конце строк чередуются запятые и тире, вот так: , — , — , -- ,. Исключений нет. Этот прием создает картину бесконечного повторения и даже однообразия, монотонности.

Повторов слов и даже целых предложений в стихо­творении очень много. Давайте посмотрим подроб­нее.

 

строка

слово

1

2

3

4

5

6

7

8

БУРЯ

+

 

+

 

+

 

 

 

НЕБО

+

 

 

 

 

 

+ ?

 

МОРЕ

 

+

+

 

+

 

 

+

ШУМ

+

 

 

 

 

 

+

 

ДУМЫ

 

 

+

+

+

+

 

 

 

В таблице особенно заметны закономерности: слово буря, например, употребляется через строчку, а думы сконцентрированы в одном месте (к тому же, как мы знаем, стоят в конце строк). Это важно. Шум как бы обрамляет стихотворение.

Глаголы в стихотворении отсутствуют, и от этого, как ни парадоксально, картина движения становится только ярче. Здесь движется все: тучи, волны, думы (они мучают и все возрастают), слова цепляются Друг за друга, движутся звуки, чередуются знаки препинания, предложения перетекают одно в другое...

Композиция стихотворения связана, если можно так сказать, с местом, где разыгрывается буря. Если рассмотреть с этой точки зрения каждые две строки попарно, то получится вот что:
 

 1 НЕБО       3   МОРЕ+ДУША          5   МОРЕ+ДУША       7   НЕБО

2 МОРЕ        4   ДУША                    6   ДУША                 8   МОРЕ

 

Красиво?

Это не только красиво, но и важно: душевный мир лири­ческого героя "отражается" в картине природы, а состояние природы (и погоды) влияет на "думы" и чувства - все слито в единое целое. "Всё во мне и я во всём", - писал другой поэт, Ф.И. Тютчев.

Категория: ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" | Просмотров: 1577 | Добавил: admin | Теги: юный филоло, учителю-словеснику, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, факультативные занятия по литератур, практикум по русской литературе, уроки литературы в школе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0