Прочитайте стихотворение А. Фета. Оно без заглавия.
Буря
на небе вечернем,
Моря
сердитого шум –
Буря
на море и думы,
Много
мучительных дум –
Буря
на море и думы,
Хор
возрастающих дум –
Черная
туча за тучей,
Моря
сердитого шум.
1. Прочитайте стихотворение вслух, растягивая ударные
гласные звуки. Что вы слышите?
Выпишите ударные гласные. (У вас должно получиться три
столбика по 8 гласных в каждом.) Общее количество гласных
(Зх8)=24.
Посчитайте, сколько среди всех гласных звуков [о] и [у].
Чем это можно объяснить?
Присмотритесь к каждому столбику. В каком столбике какие
гласные преобладают? В каком больше всего нарушений закономерности, которую вы
только что выявили, а в каком нет совсем? Как вы думаете, почему?
Сделайте вывод.
2. Какие еще средства, кроме звуков, использует поэт,
чтобы передать читателю картину бури на море?
Подскажем: обратите внимание на знаки препинания. На повторы:
одинаковые ли они? На части речи: какая из них отсутствует и почему?
Рассмотрите каждые две строчки попарно: строится ли из этих пар композиция
стихотворения?
Ответ
1.
Картину бури поэт создает в первую очередь при помощи звуков. Из 24 ударных
гласных 18 (!) приходится на звуки [о], [у], которые сами по себе способны
передавать "завывания" ветра.
Полная
картина гласных в этом стихотворении выглядит так:
у
о
у
о
у
о
о
о
|
э
и
о
и
о
а
у
и
|
э
у
у
у
у
у
у
у
|
Нарушений
больше всего в среднем столбике (то есть в середине строки, где они не так
заметны). Нет нарушений в первом столбике (то есть каждое первое слова в строке
-с ударным [о] или [у]). А третий столбик вовсе замечательный: за исключением
первого [э], он весь состоит из одного [у-у-у-у-у-у-у]... А как известно,
последнее слово в стихотворной строке - самое "сильное".
Понравилось?
2.
Пунктуация в этом тексте тоже напоминает нам о волнах — в конце строк
чередуются запятые и тире, вот так: , — , — , -- ,. Исключений нет. Этот прием
создает картину бесконечного повторения и даже однообразия, монотонности.
Повторов
слов и даже целых предложений в стихотворении очень много. Давайте посмотрим
подробнее.
строка
слово
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
БУРЯ
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
НЕБО
|
+
|
|
|
|
|
|
+
?
|
|
МОРЕ
|
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
ШУМ
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
|
ДУМЫ
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
В
таблице особенно заметны закономерности: слово буря, например, употребляется через строчку, а думы сконцентрированы в одном месте (к тому же, как мы знаем, стоят
в конце строк). Это важно. Шум как бы
обрамляет стихотворение.
Глаголы
в стихотворении отсутствуют, и от этого, как ни парадоксально, картина движения
становится только ярче. Здесь движется все: тучи, волны, думы (они мучают и все
возрастают), слова цепляются Друг за друга, движутся звуки, чередуются знаки
препинания, предложения перетекают одно в другое...
Композиция
стихотворения связана, если можно так сказать, с местом, где разыгрывается
буря. Если рассмотреть с этой точки зрения каждые две строки попарно, то
получится вот что:
1 НЕБО
3 МОРЕ+ДУША 5
МОРЕ+ДУША 7 НЕБО
2
МОРЕ 4 ДУША 6 ДУША 8 МОРЕ
Красиво?
Это
не только красиво, но и важно: душевный мир лирического героя
"отражается" в картине природы, а состояние природы (и погоды) влияет
на "думы" и чувства - все слито в единое целое. "Всё во мне и я
во всём", - писал другой поэт, Ф.И. Тютчев. |