Пятница, 26.04.2024, 03:15


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [161]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2012 » Ноябрь » 30 » Задание 126
20:53
Задание 126
Продолжим учиться "разговаривать" с текстом, вести с ним диалог.

Прочитаем начало рассказа замечательного русского писателя XX века И.С. Шмелева. Название рассказа пока не приводим.

 Взгляните на ананас! Какой шишковатый и толсто­кожий! А под бугорчатой корой его прячется душистая золотистая мякоть.

А гранат? Его кожура крепка, как подошва, как старая усохшая резина. А внутри притаились крупные розовые слезы, эти мягкие хрустали, - его сочные зерна.

Вот на окне скромно прижался в уголок неуклюжий кактус, колючий, толстокожий. Стоит ненужный и угрюмый, как еж. И сколько лет стоит так, ненужный. И вдруг ночью, на восходе солнца, вспыхивает в нем огненная звезда, огромная, нежная, как исполинский цветок золотой розы. Улыбнулся угрюмый еж, и улыбнулся-то на какой-нибудь час. И долго помнится эта поражающая улыбка. Эти суровые покрышки, угрюмые лица, нахмуренные брови!

 

Обратите внимание: здесь три абзаца. В каждом рассказывается о чем-то одном. Попробуйте понять, для чего, зачем автор рассуждает об ананасе, о гранате, о кактусе...

                                                

Какую мысль он хочет передать этими примерами? Попробуйте коротко сформулировать эту мысль.

 

(Наружность обманчива. Именно такой вывод и делает сам автор рассказа.)

 

Можно ли подтвердить справедливость этой мысли примерами "про людей"? Конечно, можно. Попробуйте вначале сделать это самостоятельно.

А теперь сравните свой вариант с тем, как наблюдение "наружность обманчива" развивает сам автор.

 

Вот угрюмый господин сидит на бульваре, читает газету и через пенсне строго поглядывает на вас. По виду-то уж очень суров.

 

Стоп. Что же у "строгого господина" внутри, что на самом деле является его сущностью? Попробуйте догадаться сами, а затем сравните с тем, что пишет И.С. Шмелев.

 

По виду-то уж очень суров. А я могу вас уверить, что это величайший добряк, и на бульвар-то заходит, чтобы поглядеть и на детишек, послушать их нежные голоски.

А вот деловой человек. Он только что сидел в своей лавке и, забыв все, выстукивал на счетах и выводил в своей книге цифры и цифры. И, кажется, нет для него ничего, кроме его цифр и барышей.

Кажется... А попробуйте заглянуть в него хорошенько.

 

Стоп. "Загляните внутрь" делового человека самостоятельно. А затем сравните свой вариант с продолжением авторского текста.

 

Кажется... А попробуйте заглянуть в него хорошенько. Да незачем и заглядывать. Придет такой случай, что он и сам раскроется, как угрюмый кактус, и выглянет из него то, что, казалось, совсем задавили в нем его толстые книги и цифры.

 

Сравните первое и второе авторские рассуждения на тему "внешность человека обманчива". Чем они отличаются?

 

(Первое "доказательство", в отличие от второго, конкретно. Автор прямо показывает те внутренние качества человека, которые контрастируют с его внеш­ностью. Во втором примере И. Шмелев только обозна­чает это противоречие, давая возможность читателю самому представить, что это может быть за "случай", когда деловой человек "раскроется".)

 

Вы уже познакомились с тем, как может быть обманчива "внешность" предметов и внешность людей. А вот относится ли это, например, к собакам? Подумайте, вспомните, есть ли такой пример в вашем опыте.

 

(Замечательно, если вам удалось привести пример того, как может быть обманчива внешность собаки. В рассказе И. Шмелева об этом и пойдет речь. Рассказ называется "Мой Марс", в нем описываются занимательные при­ключения собаки во время морского путешествия. Этих приключений не было бы, не будь у Марса "обманчивого" характера... А пока писатель постепенно вводит нас в тему, как бы подготавливает, рассказывая про гранат, кактус, человека на бульваре...)

 

Сравнить ваш собственный пример того, как бывает обманчива внешность собаки, и авторский вариант вы сможете, если прочитаете продолжение рассказа.

 

Да, наружность обманчива. Да вот вам пример: мой Марс, мой близкий друг, простой двухгодовалый сеттер. Он тоже... как бы это сказать... ну, обманчив, что ли... Да, простой, как можно подумать с первого взгляда. Весь рыжий, ласковые глаза. Очень смирный, когда спит на коврике, под вешалкой. Даже иногда улыбается во сне. Очень мило виляет роскошным хвостом.

 

Выделите из описания те определения, которые автор будет потом опровергать (ведь его цель - не забудем - доказать обманчивость внешности). Имейте в виду, что в тексте есть и "скрытые" определения, то есть качества, которые названы не прилагательным, а глаголом. Или даны описанием ситуации. Составьте список всех получившихся качеств.

 

(Простой, ласковый, смирный, улыбчивый, милый. Из этих определений складывается образ добродушной собаки.)

 

Какие определения в тексте не "работают" на идею, то есть не могут иметь антонимов, не могут быть "оспорены"?

 

(Рыжий и роскошный (о хвосте). Речь идет о внешности собаки, поэтому здесь, как говорится, "двух мнений быть не может".)

 

Подберите к названию каждого качества характера противоположное название.

 

(Простой - хитрый, ласковый - злой, смирный - буйный, улыбчивый - рычащий, милый - противный.)

 

Попробуйте придумать ситуацию, в которой эти противо­положные качества сеттера могли бы проявиться. Прочтите авторский вариант, где рассказывается, как проявляется обманчивость вида милого и добродушного Марса.

 

А вы попробуйте у него выдернуть косточку из пасти! Вы попробуйте. Я раз попробовал, больше не пробую. И, вообще, шельма порядочная. А как он делает стойку на ... мух! Я не охочусь, и он поневоле упражняется над этой дичью, чтобы не зарыть в землю таланта. Стоит полюбоваться! Весь он — ласка и нежность. Не думает ни о костях, ни о почтальоне, которого считает врагом дома. Млеет и тает с поднятой лапкой, и в карих глазках его не то грусть, не то мольба. И мухи с восторгом взирают на него и польщены, польщены...

Ляск! - и мухи как не бывало.

 

Вы наверняка заметили, что в охоте на мух проявляется хит­рость Марса. Можно понять, что, когда выдергивали косточку у него из пасти, он был злым и рычал. А вот о том, каким Марс бывает буйным и противным, автор рассказал дальше. Читайте рассказ!

Категория: ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" | Просмотров: 1878 | Добавил: admin | Теги: факультативные занятия по литератур, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, учителю-словеснику, юный филоло, практикум по русской литературе, уроки литературы в школе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0