В конце октября Гоголь добрался до Одессы. Всю
дорогу из Васильевки его преследовал проливной дождь и ветер. Дороги
размыло, и он перемерз и устал. Прямые улицы и зеленые бульвары,
ласковое голубое море, и солнце, внезапно после угрюмых туч засиявшее по
его приезде, примирили писателя с Одессой. Он остановился во флигеле
дома Трощинского за Сабанеевым мостом, неподалеку от моря. Никого из
Трощинских в Одессе не было, и он жил один во флигеле. Обедать обычно
ходил к своим старым знакомым Репниным. Князь Репнин отвел ему даже
особую комнату с высокой конторкой для занятий.
Одесса казалась передышкой. Нужно было подумать,
собраться с мыслями, а главное — закончить поэму. Все утро он работал у
себя, а в четвертом часу отправлялся на прогулку. В темно-коричневом
сюртуке с большими бархатными лацканами, темном жилете с разводами, с
шелковой косынкой, зашпиленной крест-накрест на шее из боязни морского
ветра, а в прохладную погоду в шинели на вате и цилиндре с
конусообразной тульей, Гоголь быстрым дробным шагом ходил по улицам
Одессы. Прохожие и в особенности студенты Решильевского лицея уже хорошо
знали эту слегка сгорбленную, тонкую фигуру, остроносое,
сумрачно-печальное лицо, обрамленное русыми, чуть вьющимися волосами.
Обычно он не здоровался со встречными и, глубоко задумавшись, уйдя в
свои мысли, проходил мимо, почти никого не замечая.
В Одессе Гоголь встретил старых знакомых — братьев
Орлаев, сыновей покойного директора Нежинской гимназии. Познакомился с
местной профессурой и с братом Пушкина Львом Сергеевичем,
легкомысленным, веселым повесой.
Мягкая зима благоприятно влияла на работу, и «Мертвые души» подвигались.
«Милосердный бог меня еще хранит, силы еще не
слабеют, — писал Гоголь Жуковскому из Одессы. — Несмотря на слабость
здоровья, работа идет с прежним постоянством и хоть еще не кончена, но
уже близка к окончанию». Он уговаривает Жуковского приехать в Россию,
чтобы встретиться с ним. Сергею Тимофеевичу Аксакову он пишет о том, что
возвратится к весне в Москву.
А. О. Смирновой он сообщал: «О себе покуда скажу,
что бог хранит, дает силы работать и трудиться. Утро постоянно проходит в
занятиях, не тороплюсь и осматриваюсь. Художественное созданье и в
слове то же, что и в живописи, то же что картина. Нужно то отходить, то
вновь подходить к ней, смотреть ежеминутно, не выдается ли что-нибудь
резкое и не нарушает ли нестройным криком всеобщее согласие. Зима здесь в
этом году особенно благоприятна. Временами солнце глянет так радостно,
так по-южному! так вдруг и напомнится кусочек Ниццы!»
В Одессе играла в эту зиму русская труппа. Гоголь
познакомился с актерами, горячо интересовался их делами. Он стал
понемногу выползать из своей раковины, не чувствуя пристального взгляда
Александра Петровича, свободный от назойливых наставлений отца Матвея.
Приходя обедать в лучший одесский ресторан Оттона, в
котором обедали артисты, он присоединялся к ним в особой задней
комнате. Особенно ему полюбился молодой актер А. П. Толченое, учившийся в
Петербургском театральном училище. Он только года три-четыре как
окончил училище и сам немного пописывал водевили и комедии. Толченое
благоговел перед Гоголем и восторженно слушал каждое слово писателя.
Встретившись с ним впервые в ресторане, Толченов оробел, но Гоголь радушно и дружественно протянул ему руку:
— Милости просим в нашу беседу! Садитесь здесь, возле меня!
Гоголь стал расспрашивать, давно ли он на сцене, когда приехал из Петербурга в Одессу. Свой опрос закончил словами:
— А любите ли вы искусство?
— Если б я не любил искусства, то пошел бы по другой
дороге! — ответил Толченое. — Да если б и не любил, то, наверно, вам-то
не признался в этом!
— Чистосердечно сказано! — рассмеялся Гоголь. —
Хорошо вы делаете, что любите искусство, служа ему. Оно только тому и
дается, кто любит его! Искусство требует всего человека.
Толченов, много наслышавшийся о нелюдимости и
неприступности Гоголя, об его экстравагантных выходках в
аристократических салонах, был очарован простотой и сердечностью
писателя. Гоголь дал свое согласие помочь артистам в постановке комедии
Мольера «Школа жен».
В назначенный вечер все участники постановки
собрались на квартире режиссера труппы — А. Ф. Богданова, знакомого
Гоголю еще по Москве, так как Богданов был женат на родной сестре
Щепкина. Около восьми часов пришел и Гоголь, Увидев много незнакомых
людей, он несколько растерялся, комкал перчатки и неловко раскланивался.
Но как только кончилась церемония представления, он успокоился.
Разговор стал всеобщим, посыпались русские и
украинские анекдоты и поговорки. После чая все уселись вокруг стола, за
которым расположился Гоголь. В полной тишине он начал чтение пьесы. Его
чтение резко отличалось от обычно принятого в театре отсутствием
эффектности, нарочитости. Оно поражало простотой, безыскусственностью и
вместе с тем необыкновенной образностью. По мере развития действия лица
комедии оживали перед слушателями. Гоголь так вошел в роль отвергнутого
старика, так превосходно выразил всю безнадежность его страсти, что все
смешное в нем исчезло. Вечер закончился ужином, состоявшим в честь
Гоголя из украинских блюд.
Через несколько дней Гоголь был приглашен в театр на
репетицию. Хотя он и не выходил из дому ранее четвертого часа, но на
этот раз явился в театр к десяти часам утра. Внимательно прослушав всю
пьесу, он высказал несколько замечаний, требуя от исполнителей большей
естественности, жизненной правды, но вообще одобрил всех игравших. В
особенности доволен он остался игрой артистки Шуберт, которая исполняла
роль Агнессы.
В Одессе Гоголь прожил до 27 марта 1851 года. Перед
отъездом почитателями писателя дан был прощальный обед в ресторане
Оттона. Среди его участников находились одесские профессора, артисты,
Лев Сергеевич Пушкин. В обеденном зале распоряжался сам ресторатор Оттон
— массивный мужчина в белой поварской куртке. С подобающей случаю
важностью он вступил в переговоры с Гоголем относительно меню. Он
рекомендовал ему одно блюдо, сомневался в другом, на таком-то настаивал.
Гоголь, проникнувшись важностью вопроса, давал свои указания. За обедом
произносились, многочисленные тосты в честь знаменитого писателя, пили
шампанское. В заключение Гоголь собственноручно варил жженку по своему
способу, как в давно прошедшие, былые времена.
Из Одессы Гоголь, прежде чем направиться в Москву,
заехал в Васильевку. Это было его последнее посещение родных мест. После
оживления, охватившего его в Одессе, в Васильевке все огорчало
писателя. Безденежье семьи — ведь нередко не хватало сахара при приходе
гостей! — здоровье матери, жаловавшейся на больные ноги, ссоры и раздоры
между сестрами, возникавшие из-за мелочей, безалаберность в ведении
хозяйства, неоплатные долги… Он запирался в своей комнате, забросил свои
былые занятия хозяйством и, когда мать жаловалась на плохое положение
дел, болезненно морщился и увещевал ее стойко переносить бедность.
— Другую, другую жизнь нужно повести, — говорил ей
Гоголь, — простую, такую, какую ведет человек, думающий о боге. Для этой
жизни немного нужно.
Но подобные советы и поучения мало обнадеживали
домашних. Мать огорченно хлопотала, как бы занять денег для уплаты
податей, а сестры мечтали о новых нарядах, шушукались с проезжим
торговцем, как бы втайне от братца закупить товаров в долг.
Иногда, впрочем, когда ему удавалось плодотворно
поработать утром, он приходил к обеду довольный и веселый. После обеда
шутливо упрашивал тетушку Екатерину Ивановну спеть под аккомпанемент
сестры Ольги его любимые украинские песни, причем и сам подтягивал,
притопывая ногой и прищелкивая пальцами. Особенно любил он старую песню
«Гоп, мои гречаники, гоп, мои били». В эти моменты все в доме оживало.
Мария Ивановна кротко улыбалась, в дверях появлялись смеющиеся лица
слуг… Но эта вспышка веселья скоро проходила, и Гоголь, снова мрачный и
подавленный, уходил в свой кабинет и запирался в нем.
Мария Ивановна несколько раз убеждала его остаться
еще в Васильевке и не торопиться с отъездом: «Бог знает, когда
увидимся!» — со слезами говорила она сыну. Наконец 22 мая он вместе с
матерью и сестрой Ольгой, провожавшими его до Полтавы, пустился в
обратный путь. Печальным было прощание с матерью, сразу как-то
осунувшейся, ослабевшей, торопливо крестившей его при расставании. |