Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли
народ?» — эта строка из «Элегии» объясняет позицию Н. А. Некрасова по отношению
к Крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их
былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь.
На уроке можно организовать работу с текстом поэмы,
используя групповую форму обучения. В первой половине урока каждая группа будет
анализировать один из крестьянских типов, подготовившись к этой работе дома.
В поэме изображено несколько типов людей, способных к
состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова — человек, способный к
самопожертвованию ради других.
В первой части урока учитель сообщает о замысле, истории
создания, особенностях композиции романа. Затем идет работа над главой «Опись
градоначальникам».
«Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», —
сказал о Толстом Ги де Мопассан. Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти
весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения.
В рассказе взят момент некоторого ослабления и замедления
военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и
битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года.
«Во всем мне хочется дойти до самой сути» — этими словами
Б. Л. Пастернака можно начать первый урок о «Войне и мире», потому что именно
до самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею.
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться,
ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно
бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». (Из письма Л. Н.
Толстого от 18 октября 1857 года.)
Особенности манеры Л. Н. Толстого в изображении
внутреннего мира героев Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в
виду развитие, основанное на внутренних противоречиях.
Л. Н. Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он
«старался писать историю народа». Тема народа и цель «писать историю народа»
определили жанр «Войны и мира» — роман-эпопея.
Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек
сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения
исторических, общечеловеческих целей.
После романа «Война и мир» Толстой идет дорогой тревожных
раздумий и поиска ответов на тревожащие его вопросы, где самым главным остается
вопрос «Что делать?».
Урок внеклассного чтения по книгам о войне можно
начать, опираясь на Толстого. Именно Толстым были заложены принципы и
особенности изображения войны. Вся последующая литература — это развитие
толстовских традиций.
Урок можно начать словами М. Горького: «Гениальность
Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть,
только Шекспиру». В центре урока — разговор о творческой манере художника.
Урок можно начать словами М. Горького: «Должен был
явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и
отрубил бы эту страшную память, — этот человек — Достоевский».
Урок можно начать со слов В. Шкловского: «Основная тайна
лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления». Поэтому главным
вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено,
что толкнуло героя на этот путь.
«В чем я виноват перед ними? Они сами миллионами людей
изводят, да еще за добродетель почитают» — этими словами можно начать урок о
«двойниках» Раскольникова.
Роль эпилога очень важна. В центре урока анализ «Эпилога»
2-й части, так как: это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей
теории; это воплощение Достоевским библейской темы смирения.
Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой,
поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек. Он видел
главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе «Идиот».
Урок посвящается биографии писателя и обзору его
творчества. Лекция учителя и сообщения заранее подготовленных учеников о
личности писателя подчеркнут, что сам писатель был праведником.
В центре урока изучение черт личности главного героя
повести Ивана Флягина, очарованного странника, разговор о котором следует
организовать в соответствии с композиционными особенностями повести, ее сюжетом
и внешней и духовной биографией героя.
Название произведения — это доминанта смысла, ключ к его
пониманию. Первоначально повесть называлась «Русский Телемах», что подчеркивало
национальный характер героя и трудности его судьбы.
Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень
откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный, главными чертами которого
являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить.