90-е годы в России — это подъем общественной жизни. У
Чехова — потребность участвовать в ней. «Если я врач, то мне нужны больные и
больницы, если я литератор, то мне нужно жить среди народа», — пишет Чехов.
90-е годы — мелиховский период, который дает Чехову возможность наблюдать
жизнь.
На первом этапе урока следует подчеркнуть
своеобразие
цикла «Маленькая трилогия». Это трилогия о «футлярных людях». В ней есть
и автор, и рассказчик. Повествователь является то рассказчиком, то
слушателем.
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти
человек!» — эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино
вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о «живой» душе, о
нравственном и духовном человеке.
Рассказ Шукшина можно изучить, сопоставляя его с
«Ионычем» Чехова. Между этими рассказами около семидесяти лет. Главная идея
рассказа Чехова — показать духовную деградацию человека, а у Шукшина?
Нельзя изучать пьесы Чехова, не зная особенностей его
драматургической манеры. Поэтому разговор со школьниками о «Вишневом саде»
нужно предварить уроком о специфике его драматургии. Современная Чехову публика
не приняла многих его пьес. Почему?