В романе «Преступление и наказание» две правды: правда
Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая ложна.
Соня
|
Раскольников
|
Кроткая, добрая
|
Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие
|
Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном
плане — мученица
|
Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В
духовном плане — преступник, хотя берет на себя грех всего человечества.
Спаситель? Наполеон?
|
Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной
обстановке
|
Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это
оправдание его предчувствий
|
Живет, исходя из требований жизни, вне теорий
|
Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может
переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть
все в жизни
|
Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие
|
Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик
|
Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не
сознание делает человека, а душа
|
В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя
|
У нее есть смысл жизни: любовь, вера
|
У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя,
индивидуалистический бунт
|
Работая над темой урока, следует остановиться на двух
сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней (ч. 4, гл. 4; ч. 5,
гл. 4).
Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?
Соня
|
Раскольников
|
Преступили нравственные законы общества ради других:
|
конкретных людей, «убив себя»
|
абстрактного человечества, «убив других»
|
Соня — нравственный ориентир автора
|
Анализ 1-й сцены (ч. 4, гл. 4)
Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много
общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив
старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. До каких пор
«простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»?
Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.
Раскольников — Соне:
Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».
«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».
«А с вами что будет?»
«Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».
«А коли вы теперь заболеете».
«Дети на улицу всей гурьбой пойдут».
«С Полечкой, наверно, то же самое будет».
Результат этого мучительного разговора: Соня — не
бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников — чувствует ее силу. Отсюда —
«ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая»
— святая.
В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус. Это
сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и
Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда
на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком
личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он
взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица.
Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике
отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?
Индивидуальное
задание
Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно
слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.
|