В центре урока изучение черт личности главного героя
повести Ивана Флягина, очарованного странника, разговор о котором следует
организовать в соответствии с композиционными особенностями повести, ее сюжетом
и внешней и духовной биографией героя. Ведь композиция произведения совпадает с
композицией образа Флягина и посвящена движению героя от рядового конэсера к
очарованности и праведности.
Для этого можно предложить учащимся выделить
ключевые эпизоды повествования и проанализировать их по следующему плану:
Озаглавить фрагмент.
Выделить основные черты характера героев и подтвердить
свои суждения текстом.
Определить духовно-нравственное состояние героев.
Выявить авторскую оценку образов.
Сделать выводы.
План рассказа о герое, включающий в себя ключевые эпизоды
его жизни.
Крепостной форейтор. Побег.
В разбойниках и «няньках».
Поединок.
Плен.
Возвращение на родину. Конэсер.
Любовь.
Под чужим именем.
Монастырь. Прозрение.
Таким образом, повесть делится на довольно крупные
эпизоды из жизни Флягина, которые строятся на чередовании испытания,
трагической развязки («гибели», «падения») и странствия. Трагедийность событий
и мук души нарастает, и каждое последующее событие страшнее предыдущего.
Образ Ивана Флягина
Характерные черты
|
Духовный рост
|
Бездумность
|
Отсутствие внутренних нравственных законов (дух
|
Слепой азарт
|
спит)
|
Сила молодости
|
Пробуждение духа
|
Смелость
|
Осознание грехов
|
Наивность
|
Проповедь Николая Чудотворца и Христа
|
Смекалка
|
Борение плоти и духа
|
Доброта
|
Праведность
|
Любовь
|
|
Живучесть
|
|
В итоге богатырь Иван Северьяныч, с ликом Ильи Муромца,
прошедший через все «круги ада», превращается в праведника, монаха-молитвенника
с очарованной душой, которой «очень за народ помереть хочется!».
|