Урок можно начать словами М. Горького: «Должен был
явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и
отрубил бы эту страшную память, — этот человек — Достоевский».
Достоевский писал: «И зачем я сочинил такую историю, так
не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал
рассказать преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело,
мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно!»
Вопросы для обсуждения
Могло ли это случиться действительно?
Как вы понимаете слова «Я — дитя века»?
Какие «герои века» и «проблемы века» есть в романе? (Герои:
обездоленные и «хозяева жизни». Проблемы: может ли существовать этот мир?
Защита обездоленных. Гуманизм. Нравственное совершенствование.)
Какие вопросы поднимаются в романе? (Философские,
политические, юридические, этические.)
Развитие замысла:
«Еще на каторге думал о чем-то подобном».
1855 год — «Роман мой называется „Пьяненькие" и
будет связан с теперешним вопросом о пьянстве». Почему же не воплотился
замысел?
Вторая половина 1865 года — работа над произведением,
которое назвал психологическим отчетом одного преступления.
В конце 1865 года — «Я сжег все. Новая форма, новый план
меня увлек, и я начал все сызнова».
1866 год — роман опубликован в журнале «Русский вестник».
Это год выстрела Дм. Каракозова. «Петербург, за ним Москва, а до некоторой
степени вся Россия находятся чуть не на военном положении: аресты, обыски и
пытки идут беспрерывно».
Как в романе «Преступление к наказание» соединились
прежние замыслы? Как мог быть встречен роман, опубликованный а такое время?
Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова
нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет
ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все
признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей.
Обобщая свои наблюдения над героями, учащиеся готовят
слово защиты.
1. Слово в защиту Мармеладова и его семьи:
Как он появляется в романе?
Какое впечатление вызывает у окружающих?
Как видит его Раскольников?
Внешность Мармеладова.
Речь Мармеладова.
Рассказ Мармеладова о своей семье.
Судьба Сонечки.
Как появляется в романе Екатерина Ивановна? Рассказ о ее
судьбе (прошлое).
Внешность Екатерины Ивановны.
Дальнейшая судьба Мармеладова и Екатерины Ивановны.
Кто виноват в судьбе героев?
Вывод.
Двойственность героев: Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне
трагичен; ему «некуда больно идти»; Екатерина Ивановна криклива, шумна, бывает
несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия:
«Уездили клячу! Надорвала-а-сь!»
Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их
тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и
Екатерина Ивановна, — это образ Сони.
Слово в защиту судьбы семьи Раскольниковых:
Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о
них из письма?
Отношения между членами семьи.
Рассказ о матери Раскольникова.
Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова.
Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?
Вывод.
Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение
героев — случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради
других.
Слово в защиту детей:
Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные
этим миром?
На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть
их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?
Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но
жертвует собой, помогая детям?
Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на
бульваре Раскольников?
Вывод.
Судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это
показатель состояния общества. Судьбы детей — это ответ на вопрос: есть ли у
такого общества будущее?
|