«В чем я виноват перед ними? Они сами миллионами людей
изводят, да еще за добродетель почитают» — этими словами можно начать урок о
«двойниках» Раскольникова.
Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он
дрожащая» или имеет право, предполагала следующее практическое воплощение:
убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше,
чем жизнь «вши»;
взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь;
на эти деньги сделать много хороших дел.
В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть
в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги,
нажитые нечестным или даже преступным образом.
Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна,
Лужин, Свидригайлов?
Старуха-процентщица Алена Ивановна.
Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время
боится?
Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает?
Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?
Можем лм мы назвать ее «двойником» Раскольникова?
Вывод.
Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение
«право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней
нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она,
косвенное.
Петр Петрович Лужин.
В связи с чем появляется он в романе? Зачем Лужину брать
в жены бесприданницу?
Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы
много узнаем о нем? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?
Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом
Лужин?
Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек
слушает да ест, а потом и съест»?
Почему Лужин боится полиции?
Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде
всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь
одного себя, то и дела свои обделаешь как следует.» — связана с теорией
Раскольникова?
Вывод.
Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его
теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения
своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь
полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в
прошлом.
Аркадий Иванович Свидригайлов.
В чем сложность и противоречивость этого образа?
Почему появление в романе Свидригайлова связано с
Лужиным? (О них сообщается в одном письме.)
В чем особенность появления Свидригайлова? (О Лужине в
письме хорошо, затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу
очень плохо — потом появляются вопросы об этом герое.)
Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом?
Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде
этого героя?
Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного
поля ягоды»?
Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам
помышляет»?
О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются
люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и
Лизавету, убитых им.)
Зачем дано прошлое героя, как меняется он? Кто виноват в
том, что сильный человек стал преступником? Как объяснить его отношение к Дуне,
к детям Мармеладова? Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством? Почему
так описана сцена самоубийства (ч. 6, гл. 7)?
Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман»)
и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и
грязно»; «брюзгливая скорбь»)?
Вывод.
Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире —
преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже
не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не
совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести), любовь к Дуне «перемолола»
его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он потому и
просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.
Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Он
«двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь
Свидригайлова — это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал
испытания совестью.
|