Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой,
поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек. Он видел
главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе «Идиот».
Роман создавался в Швейцарии и в Италии в 1867—1868 гг.
тоскующим по родине писателем.
Две редакции:
1-я —
князь-бунтарь.
2-я — «тихие»
черти.
Почему Достоевский меняет характер главного героя? — Его
главная цель — «изобразить вполне прекрасного человека». В герое два начала:
Дон Кихот и Иисус Христос.
Черты Дон Кихота:
Смешной, невпопад действующий рыцарь.
Пытается защитить обиженных и пробудить в душах людей
свет. Черты Иисуса Христа: Внешность, поведение (не от мира сего).
Черты характера (отсутствие корысти и эгоизма,
безответность). Страдание, страдальческое — высший повод для уважения. Лишен
плотского начала. Произносит проповеди.
Вопросы и задания для
обсуждения
Какое чувство
вызывает князь Мышкин? (Он не должен быть смешон, в нем много
автобиографического: болен эпилепсией, испытал чувство человека перед казнью,
несветскость).
Зачем автор
придает его облику черты Дон Кихота? (Сколько добра ни сей, добро
превращается во зло в этом мире).
Зачем в
облике черты Иисуса Христа? («Я есмь Пастырь добрый; пастырь
добрый полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна). — Князь Мышкин
нравственно и духовно совершенен).
Как
происходит столкновение князя Мышкина с миром? (Князь Мышкин:
тихий голос; внешность; подкупающая откровенность; умение видеть хорошее в
людях; стремление помочь; сострадание; желание стать «братом». Внешний мир: мир
денег и бездуховности. «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в
Царстве Небесном» — Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея).
Возможно ли
«сотворить и научить» в этом мире? (Мир безумен, бездуховен —
невозможность милосердия — князь немыслим вне милосердия — сумасшествие).
Так что же
князь — жертва этого мира? (Нет, это суть его натуры —
человеколюбие).
Как понять фразы из романа, сказанные о князе Мышкине: «В
первый раз человека увидала» — Настасья Филипповна; «Я с человеком прощусь» —
Ипполит?
Вывод. Главные
проблемы романа — это:
Борьба добра со злом: в жизни, во внутренней природе
человека.
Сила внутренняя и внешняя, путь на крест возможен только
при самом сильном развитии личности.
Эгоизм и самопожертвование.
Жизненное призвание человека.
Страдание и протест.
В романе изображены «все глубины души человеческой».
|