Урок можно начать со слов В. Шкловского: «Основная тайна
лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления». Поэтому главным
вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено,
что толкнуло героя на этот путь.
Может быть, Раскольников был преступником по сути? Для этого
изучаем поступки Раскольникова до преступления (помогает Мармеладовым, отдает
последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее
довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный,
сострадающий человек решается на убийство.
Причины, побудившие Раскольникова к убийству:
Внешние
— идеи, витающие в воздухе:
взгляды революционных демократов, критикующих
несправедливость и жестокость окружающего мира;
идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский
язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);
тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди
задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;
судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на
бульваре, женщина-утопленница).
Внутренние:
состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью,
страдает за других, в нем есть стремление действовать);
характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий,
болезненно самолюбивый и восприимчивый.
Следует обратить внимание учащихся на:
говорящую фамилию героя;
часто повторяющееся по отношению к нему слово
«болезненный»;
нравственные истоки теории Раскольникова, которая
порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон —
сострадание);
то, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая,
поэтому герой мечется между собой и теорией.
В центре урока — наблюдения за развитием идеи
Раскольникова в зависимости от его состояния.
Развитие идеи
|
Состояние Раскольникова
|
Первая встреча с Аленой Ивановной
|
Отвращение
|
Разговор в трактире студента и офицера
|
Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со
словами студента, указав Раскольникову путь действия
|
Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей
на гроб; сидя в углу, как паук
|
«Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в
последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и
фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя
решения»
|
Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой,
описание ее
|
Отвращение к старухе и «предприятию». «И неужели такой
ужас мог прийти мне в голову?»
|
Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о
людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной
девочкой на бульваре
|
Ужас. «Да разве то будет?»
|
Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе
|
Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких
сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно
как день, справедливо, как арифметика. Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» «Я
отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи
|
Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на
Сенной
|
Час пробил
|
Вопросы для обсуждения
Как расценить рассуждения Раскольникова относительно
«твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи?
Как в теории трансформируется идея нового Мессии,
Спасителя человечества?
Через что переступает Раскольников, совершая
преступление?
Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?
Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего
себе, то каков смысл этого преступления?
Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная»
сущность теории Раскольникова?
Вывод.
Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В
1890 году Поль Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской сцене» по поводу
пьесы Альфонса Доде «Борьба за существование». В пьесе — впечатления от
процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее
деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование.
Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в
циничное воплощение.
|