Пятница, 26.04.2024, 02:41


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 10 КЛАСС

«Тварь ли я дрожащая или право имею?» Теория Раскольникова и истоки его бунта
27.04.2014, 19:37

Урок можно начать со слов В. Шкловского: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления». Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

Может быть, Раскольников был преступником по сути? Для этого изучаем поступки Раскольникова до преступления (помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.

Причины, побудившие Раскольникова к убийству:

Внешние — идеи, витающие в воздухе:

взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;

идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);

тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;

судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).

Внутренние:

состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

Следует обратить внимание учащихся на:

говорящую фамилию героя;

часто повторяющееся по отношению к нему слово «болезненный»;

нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание);

то, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией.

В центре урока — наблюдения за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.

Развитие идеи

Состояние Раскольникова

Первая встреча с Аленой Ивановной

Отвращение

Разговор в трактире студента и офицера

Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия

 

Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук

«Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»

Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, описание ее

Отвращение к старухе и «предприятию». «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»

Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре

Ужас. «Да разве то будет?»

Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе

Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика. Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи

Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной

Час пробил

 

Вопросы для обсуждения

Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи?

Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?

Через что переступает Раскольников, совершая преступление?

Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?

Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления?

Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова?

Вывод.

Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 году Поль Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы Альфонса Доде «Борьба за существование». В пьесе — впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.

Категория: 10 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 10 классе
Просмотров: 3788 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0