Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать слова
Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой,
умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей
своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с
безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:
— Скверно вы живете, господа!»
Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень
откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный, главными чертами которого
являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не
случайно все его работы полемичны, споры о его творчестве начались еще среди
современников. «Тупоумны, холодны и пошлы», — это слова современника о
чеховских рассказах. Говорили, что Чехов — поэт будней, серых людей. С такой
точкой зрения спорили и К. С. Станиславский, и И. Бунин, и М. Горький. «Слишком
своеобразный, сложный был он человек», — писал о Чехове И. Бунин. Мягкость,
интеллигентность и внутренняя сила; поэтичность и сатира — все это было в нем.
Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя,
можно провести, работая в творческих группах по отдельным фрагментам биографии
и творчества.
1-я группа. «У меня в детстве не было детства».
Детство, юность писателя.
Отец — купец, но большой любитель музыки, рисования,
регент церковного хора. Когда, после разорения семья уезжает в Москву, Антон
остается один в Таганроге. Об этих годах А. П. Чехов писал Суворину:
«Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший
лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании
поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много
раз сеченый, ходивший по урокам без галош, дравшийся, мучивший животных,
любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший Богу и людям без всякой
надобности — только из сознания своего ничтожества, напишите-ка, как этот
молодой человек выдавливает по капле из себя раба и как он, проснувшись в одно
прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а
настоящая, человеческая».
Но было что-то еще: порыв к добру и красоте, выразившийся
в увлечении театром; жажда творчества; победа над жестокостью, над собой.
2-я группа. Работа по рассказам Чехова, в которых
отразился внутренний мир ребенка в сложных жизненных ситуациях: «Степь»,
«Ванька». Поиск автобиографических фактов.
3-я группа. Изучение жизни Чехова в Москве, во
время учебы на медицинском факультете университета.
Он начинает «по капле выдавливать из себя раба»,
увлекается литературой, пишет первые рассказы, печатается в журналах
«Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Осколки».
Справка о псевдонимах Чехова
Чехов был изобретательным в придумывании псевдонимов.
Пожалуй, ни у кого из писателей не было столько «вторых имен». Вот история
некоторых из них:
Антоша Ч., Ан. Ч., А. Чехонте — так называл Чехова
законоучитель таганрогской гимназии, любитель переиначивать фамилии.
Сокращение фамилии: Нте, -нте, Анче.
Шуточное письмо в редакцию «Осколков» подписано
«полковник Кочкарев» (гибрид полковника Кошкарева из «Мертвых душ» и Кочкарева
из «Женитьбы» Гоголя).
Подписывался: Лаэрт, Улисс.
Юмористические подписи и псевдонимы: Врач без пациентов,
Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч. Б. С. (Человек
без селезенки), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете.
А. П. Чехов писал литератору Билибину: «Фамилию я отдал
медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано
или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть
серьезной, и игра в литературу должны иметь разные клички» (из книги: Дмитриев
В. Г. Скрывшие свое имя. — М.: Наука, 1980).
Таким образом, сочетание в одном человеке качеств врача и
писателя привело к высокому гуманизму его творчества.
4-я группа. Чехов-врач и отражение этой темы в
творчестве писателя.
Чехов писал: «Занятия медицинскими науками имели
серьезное влияние на мою литературную деятельность». Он не раскаялся в выборе
профессии, но за время учебы в университете опубликовал более двухсот различных
материалов. Создавая свои смешные рассказы, задумывая монументальные труды,
например «История полового авторитета» (о взаимодействии полов на всех ступенях
развития) и «Врачебное дело в России», Чехов выбирает профессию врача и.
писателя. Он так и остался в русской культуре — врач-писатель и писатель-врач.
Он без колебаний спешил к больному дифтерией ребенку, «ловил за хвост холеру»,
принимал мужиков, часто не беря ничего. И писал свои рассказы, принесшие славу
настоящего писателя. И это все, несмотря на свою тяжелую болезнь. Чехов предан
медицине, поэтому врач «выглядывает» из многих его рассказов.
5-я группа. Сообщения по некоторым рассказам, в
которых есть «намек на медицину»: «Скучная история», «В овраге», «Враги»,
«Палата № 6», «Хирургия», «Дуэль», «Неприятность», «Зеркало» и др.
В них созданы образы врачей-подвижников и
врачей-стяжателей. Медицина и литература — две страсти Чехова, он не отказался
от медицины ради литературы, он взял ее в литературу.
6-я группа. Сообщения о произведениях Чехова,
посвященных искусству.
Много разговоров о литературе в рассказах «Попрыгунья»,
«Дом с мезонином», в пьесе «Чайка». «Чайка» связана с раздумьями Чехова о
сущности таланта. Тригорин мучительно ощущает тяжесть таланта, не
вдохновляемого большой целью. В образе Тригорина много от Чехова: «Я никогда не
нравился себе. Я не люблю себя как писателя. Я люблю вот эту воду, деревья,
небо, и чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание
писать. Но ведь я не пейзажист только, я чувствую, что если я писатель, то я
обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке,
о правах человека.». Это чеховские взгляды на роль художника.
7-я группа. Влияние каторги на человека и
рассказы о поездке Чехова на Сахалин.
В 1890 году писатель уезжает на Сахалин, чтобы изучить
каторгу — «одну из самых ужасных нелепостей, до которой мог додуматься
человек». Поездка — подвиг. Более четырех тысяч верст на лошадях по Сибири, где
холод, пронзительный ветер, разливы рек, а Чехов серьезно болен и как врач
знает, чем ему грозит этот путь. Впечатления от поездки стали материалом для
книги очерков «Остров Сахалин».
8-я группа. Любовь в жизни Чехова. Обсуждение
рассказов о любви: «Цветы запоздалые», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «О
любви». Чехов писал о любви грустно и возвышенно: «Я слышу ее шаги. Я без нее
жить не могу. Даже звук ее шагов прекрасен. Я счастлив безумно! Волшебница, мечта
моя.» («Чайка»). Много любви в «Чайке» потому, что любовь готова была войти в
жизнь Чехова, любовь, имя которой Лика Мизинова. Правда, критик Инна Гофф
считает, что тема «Чайки» и многих других рассказов подсказана Лидией Авиловой.
Может быть проведена интересная работа по сопоставлению оценок их отношений
Чеховым и Авиловой.
«Я добросовестно искренна», — говорит Авилова. «Я никогда не лгу», —
пишет Чехов. Их отношения намеками проявляются в его «Чайке», «Даме с
собачкой», «О любви», в ее «Забытых именах». «Две натянутых, напряженных
струны», — скажет она спустя годы. «Мое сердце так болезненно сжалось», —
скажет он устами Тригорина. В их любви было много тайного, скрытого от
посторонних и от них самих. В своей любви они не знали счастья. «Я был несчастлив»,
— Чехов в рассказе «О любви». «Одна боль.» — Авилова в дневнике. |