На заключительном уроке учащиеся познакомятся с основными
положениями статьи Белинского о романе «Герой нашего времени» и оценкой образа
Печорина в современном лермонтоведении, сопоставят точки зрения критиков...
На первом уроке необходимо дать общее представление о личности
писателя, его творческом пути, особо остановившись на выборе Гоголем своей
жизненной дороги, своей будущей деятельности.
На уроке, посвященном изображению чиновничьего мира в
поэме, можно провести «заочную экскурсию» по губернскому городу N (гл. 1,
7—10). Внимательно рассмотрим улицы города, вывески на домах, присутственные
места.
В разговоре о Чичикове уместно вспомнить рассказ В. М.
Шукшина «Забуксовал». Учитель сообщит классу, что герой рассказа, слушая, как
его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мертвых душ»,
невольно задумывается над вопросом...
В начале урока можно рассмотреть со школьниками титульный
лист поэмы, изображенный самим Гоголем. Слово «поэма» начертано более крупным
шрифтом, который значительно превышает по размеру основное название.
Урок можно провести с использованием групповой формы
работы. Работу с карточками-заданиями учащиеся начнут дома, а на уроке сообщат
о своих наблюдениях.
Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим
на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и
Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди,
наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это?
Каким показан город Калинов?
Споры вокруг «Грозы» определяются, во-первых, природой
жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные
трактовки, во-вторых — своеобразием содержания, так как в пьесе
социально-нравственный конфликт, в-третьих — активным развитием критической
мысли в данный период.
Все три пьесы Островского («Гроза», 1860 г.;
«Снегурочка», 1873 г.; «Бесприданница», 1879 г.) — о любви. Они тесно связаны
между собой, и поэтому возможно проведение урока, объединяющего все три
произведения одной темой.
«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером»
— так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в
России обострилась борьба различных взглядов и течений.
В романе четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту
проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой,
любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Урок можно
провести, работая в 4 группах.
Последние страницы романа, посвященные смерти главного
героя, — самые важные. По словам Д. И. Писарева: «Весь интерес, весь смысл
романа заключается в смерти Базарова.
Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа
навлекло на писателя упреки и порицание современников. Жестоко бранили и
автора, и Базарова. Заключительный урок по роману можно провести в форме
диспута, где каждая группа учащихся будет защищать определенную точку зрения.
В центре урока — чтение и изучение любовной лирики
Тютчева, выявление способов раскрытия в ней драматических переживаний человека.
Учащиеся могут подготовить сообщения об адресатах любовной лирики Тютчева,
прочитать стихи, посвященные им.
Изучению лирики А. Фета также можно посвятить два урока:
на первом — сообщить интересные факты биографии поэта, почитать и обсудить его
стихи о любви, на втором — проанализировать несколько философских стихотворений
поэта, посвященных теме человека и природы.
В центре урока — чтение и обучение интерпретации
философских стихов Фета, посвященных жизни природы: «Облаком волнистым.», «Еще
майская ночь.», «Заря прощается с землею», «Это утро, радость эта».
В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к
творчеству поэта, — причина внутренних противоречий в его мировоззрении и
творчестве. Поэт — лирик по сути — всю жизнь подчинял свое поэтическое
творчество политическим и общественным задачам.