Прочитайте один из эпизодов приключений Алисы в Стране
Чудес.
Увидев Алису, все бросились к ней, но она пустилась
наутек и вскоре оказалась в дремучем лесу.
- Прежде
всего нужно принять свой прежний вид, -сказала
Алиса, пробираясь меж деревьев. -
А потом - найти дорогу в тот
чудесный сад. Так и поступлю —
лучше плана не придумаешь!
И вправду, план был замечательный — такой простой и ясный.
Вы тоже считаете что замечательный - это справедливая оценка плана? Или
слово замечательный звучит здесь
иронически? Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте, такой ли уж простой и действительно ли ясный Алисин план?
Ответ
Предложение И вправду,
план был замечательный -такой простой и ясный принадлежит
повествователю, который иронизирует над Алисой. Настоящую оценку ее плана мы
увидим в следующем же предложении. Вот оно:
Одно
только плохо: Алиса не имела ни малейшего представления о том, как все это
осуществить.
***
Для того чтобы научиться "вычерпывать" из
художественного текста всю информацию, нужно уметь извлекать смыслы не только
из слов-превращений, тропов, но и из обычных слов, употребленных в прямом
значении, из звуков, из словосочетаний и предложений - из всех особенностей организации языка художественного текста.
IV. КАК УЧИТЬСЯ УМЕНИЮ ПРОГНОЗИРОВАТЬ
У человека есть удивительная особенность: он умеет
предугадывать. Конечно, не все на
свете, а только кое-что. Например, при чтении он может догадаться, что будет
дальше. И даже, не отдавая себе в этом отчета, определить, каким будет
следующее предложение:
простым или сложным, вопросительным или повествовательным,
восклицательным или не восклицательным.
1. Что вы
можете сказать о предложении, которое начинается со слов: а) Ой, как...; б) Чей...
(Первое предложение по эмоциональной окраске будет
восклицательным. Второе предложение по цели высказывания - вопросительным.)
2. Что вы
можете сказать о типе предложения, в котором есть такие слова: а) Тот..., который...; б) Для того чтобы...; в) Там, где...
(Все эти предложения будут сложные.)
Придумайте примеры, которые подтвердили бы ваши догадки.
Эти догадки будут в какой-то мере неопределенными, но
есть случаи, когда что-то можно предсказать совершенно точно. Например, слово в
предложении.
Закончите предложения:
1) На небе сгущались темные ...
2) Пароход издал длинный, протяжный ...
3) В ноябре выпал первый пушистый ...
4) Самая интересная особенность жирафа - это его длинная...
Человек предчувствует не только слово, но даже звуки,
которые он собирается произнести. Это доказал ученый-психолог Н.И. Жинкин
своими удивительными опытами.
Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов он наблюдал людей,
которые были ранены в горло. Когда они говорили, было видно, как работает их
речедвигательный аппарат. Ученому удалось установить, что весь этот аппарат
настраивается на тот звук, который он собирается произнести.
Итак, человек умеет предугадывать и звуки, и слова, и - в общем виде - предложения. Предугадывание ученые называют прогнозированием.
Оно есть во всем, что делают люди. Так, синоптики составляют прогноз погоды,
врачи - прогноз развития болезни,
политики - прогноз общественной
жизни.
Слово прогноз
пришло к нам из греческого языка. Префикс про-
обозначает предшествование, упреждение, а корень -гноз - знание. Таким образом, слово прогноз можно понимать как знание того, что будет.
Чтобы попробовать свои силы в прогнозировании, допишите
слова в следующих фразеологизмах:
Окладистая....
кромешная..., восклицательный..., наступить на..., одержать..., расквасить...,
сгорать от..., скалить..., трескучий ...
Теперь сами выполните упражнения на прогнозирование.
1. Прочтите
текст и допишите его.
Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды:
"Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся
этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть
идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями..."
2. Вы взяли
в руки книгу, прочли заголовок, и начался прогноз.
Представьте себе, что книга называется "Сказки для
горчичников". Как по-вашему, что можно предугадать по этому названию?
3.
Подумайте, о чем может идти речь в книгах или главах, которые называются:
1) Сто лет
тому вперед.
2) Целый том
чепухи.
3) Загадки в
темноте.
4) Пока
хозяина не было дома.
4.
Прочитайте стихотворение Даниила Хармса, угадывая недостающие слова:
Я захотел устроить
бал,
И я гостей к себе ...
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый
...
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости ...
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек ...
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...
Когда же гости подошли,
То даже крошек ...
Сейчас мы вам дадим несколько заданий на прогнозирование, и к ним будут
приведены ответы. Имейте в виду, что могут быть разные варианты прогноза, а не
только те, которые приведены в ответе. |