| Главная » ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ"
"Расшифруйте" предложение.
Потом
мало-помалу явилась привычка; я перестал всего бояться, больше стал верить в
себя, каждое действие над больным уже не сопровождалось бесплодными терзаниями
и мыслями о всех возможных осложнениях.
Ответ ученицы
Врач
анализирует свое состоян
...
Читать дальше »
|
Перед вами отдельные реплики литературных героев. Постарайтесь
догадаться, кто они, и составьте из этих реплик диалог. Поможет вам рифма.
Из какой пьесы взят диалог и кто ее автор?
В
мои лета не должно сметь
Свое
суждение иметь.
...
Читать дальше »
|
Прочитайте рассказ-притчу, автором которого является замечательный
отечественный педагог XIX века К.Д. Ушинский. Текст приводится в сокращении.
Слепая лошадь
Давным-давно
стоял на высоком морском берегу богатый торговый славянский город Винета. В
этом городе жил купец Уседом, который был очень богат. В конюшне Уседома было
много прекрасных лошадей, но не было коня быстрее и красивее Догони
...
Читать дальше »
|
Продолжим учиться "разговаривать" с текстом,
вести с ним диалог.
Прочитаем начало рассказа замечательного русского
писателя XX века И.С. Шмелева.
Название рассказа пока не приводим.
Взгляните
на ананас! Какой шишковатый и толстокожий! А под бугорчатой корой его прячется
душистая золотистая мякоть.
А
гранат? Его кожура крепка, ка
...
Читать дальше »
|
Рассказ Виктора Астафьева "Васюткино озеро" - о
мальчике, который заблудился было в заполярной тайге.
О приключениях
Васютки вы прочитаете сами, в коротком задании о них не расскажешь. Но для того
чтобы в полной мере ощутить детективную атмосферу повествования, нужно вместе с Васюткой переживать его
чувства, слушать его ушами, наблюдать так же внимательно, как и он... И вместе
с героем учиться ориентироваться в незнакомой ситуации и в жизни вообще.
...
Читать дальше »
|
Прочитайте отрывок из сказки Р. Киплинга.
Мотылек, который топнул
ногой
Вот
тебе, милый мой мальчик, новая чудесная сказка ... о мудрейшем царе
Сулеймане-ибн-Дауде - о Соломоне, сыне Давида...
Сулейман-ибн-Дауд
был человек очень скромный. Он почти никогда не хвасталс
...
Читать дальше »
|
Из "рассыпанных" предложений составьте текст,
обращая внимание на последовательность событий.
Старуха
щелкнула пальцами - попугай вдруг хриплым голосом запел: "Славься сим
Екатерина..." - помолчал и завопил: "Платош-ш-ш-а!!"
1918
год, революция, красный Петроград - и вдруг попугай из позапрошлого века,
переживший Екатерину II, Павла, трех Александров, двух Николаев, Временное
правительство.
Командир
...
Читать дальше »
|
Прочтите рассказ О` Генри. Читая, будьте внимательны к
каждому слову, ведь слова всегда несут большую смысловую нагрузку, а в
художественном тексте - особенно.
Пока ждет автомобиль
Как
только начало смеркаться, в этот тихий уголок тихого маленького парка опять
пришла девушка в сером платье. Она села на скамью и открыла книгу, так как еще
с полчаса можно было читать при дневном свете.
...
Читать дальше »
|
Прочитайте заглавие одного стихотворения, текст которого
будет приведен позже. Имя автора известно, но мы пока его тоже не называем.
Веселая народная песня
1. Понятен ли жанр стихотворения, которое вы будете
сейчас читать? Вспомните, каким одним словом называется все
"народное" - песни, сказки, былины. Известно ли обычно имя автора
того или иного произведения устного народного творчества? Сверьтесь с ответом.
...
Читать дальше »
|
Прочтите отрывок из повести Марка Твена "Принц и
нищий".
В
книге Марка Твена рассказывается, как в Англии XIV века принц Эдуард VI случайно поменялся
одеждой с нищим мальчиком Томом Кенти,
похожим на него как две капли воды. В
результате принц оказался среди нищих
бродяг, а Том Кенти - на королевском престоле.
...
Читать дальше »
|
Прочитайте отрывок из стихотворения Иосифа Бродского
"Речь о пролитом молоке". Отрывок этот небольшой - мы уже говорили о том, что ученые-филологи такие
контексты называют
"точечными". У истинных поэтов даже "точечные контексты"
содержат большое количество смыслов.
Ночь.
Переулок. Мороз блокады.
...
Читать дальше »
|
Прочитайте восточную сказку.
Небольшая разница
Одному
восточному властелину приснилось, что у него выпали один за другим все зубы. В
сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот сказал: "Повелитель,
я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех
своих близких. В гневе властелин приказал бросить в тюрьму несчастного и
привести другого предсказателя. Тот сказал: "Я счастлив соо
...
Читать дальше »
|
"Расшифруйте" предложение.
Все,
что случилось в последнюю неделю, вылетело у меня из головы; я видел только этого
сдержанного человека, теперь плакавшего передо мной, как мальчик.
Один из
...
Читать дальше »
|
Какие мысли, чувства, какое отношение к жизни выражены в
следующих стихотворных отрывках?
1.
Молитесь на ночь, чтобы вам
Вдруг
не проснуться знаменитым.
(А.
Ахматова.)
2.
Матери сиротеют.
...
Читать дальше »
|
Прочитайте внимательно помещенный ниже текст, который
приводится по книге римского писателя Гая Светония Транквилла "Жизнь
двенадцати цезарей".
Цезарь и Помпей
Около
двух тысяч лет назад в Древнем Риме шла гражданская война.
Одно
войско во
...
Читать дальше »
|
Прочитайте
отрывок из поэмы
А.С. Пушкина "Бахчисарайский
фонтан".
Давно
ль? И что же? Тьмы татар
На Польшу хлынули рекою:
...
Читать дальше »
|
Потренируемся
в прогнозировании. В том месте, где мы прерываем
текст, вам нужно будет продолжить фразу "за автора". Один совет. Не
старайтесь выдумывать что-нибудь пооригинальнее, наоборот, используйте для
продолжения самые обычные, типичные ассоциации - те, что первыми приходят в
голову.
Хорошо бы начать свою пьесу так.
Ведущий произносит:
...
Читать дальше »
|
"Расшифруйте" предложение. Исходите из того,
что действие происходит в XX веке, в
мирное время.
Теперь,
когда ее письма оставались без ответа, она чувствовала себя наказанной за то,
что уехала, и неотвратимо, безнадежно одинокой.
...
Читать дальше »
|
Объясните, кого и почему жалеет В. Набоков — автор
стихотворения, которое вы сейчас прочитаете.
Мой
друг, я искренне жалею
того,
кто в тайной слепоте,
пройдя всю длинную аллею,
...
Читать дальше »
|
Прочитайте рассказ А. Грина, приведенный в сокращении.
Гнев отца
Накануне
возвращения Беринга из долгого путешествия
его сын маленький Том Беринг подвергся нападению тетки Корнелии и ее мужа дяди Карла.
...
Читать дальше »
|
"Расшифруйте" предложение.
Она
сорвала конверт и торопливо пробежала письмо глазами; прочитала его еще раз и
бросила быстрый, хитрый взгляд на Неваду, для которой весь мир в эту минуту,
казалось, свелся к перчаткам, а письма молодых, но идущих в гору художников
имели не больше з
...
Читать дальше »
|
Прочитайте строфу из стихотворения О. Мандельштама.
Мне
не надо пропуска ночного,
Часовых я не боюсь.
За
блаженное, бессмысленное слово
...
Читать дальше »
|
Прочтите приведенный в сокращении рассказ А. Грина.
Игрушки
В
одном из пограничных французских городков, занятых немцами, жил некто Альваж.
... Он жил очень уединенно, скрытно; единственным счастьем его жизни были
игрушки. ... У него были великолепные картонные фермы с коровками и колодцами;
целые городки, крепостцы, пушки, стреляющие горохом, деревянные солдатики,
кавалеристы, кораблики и пароходы. Альваж
...
Читать дальше »
|
"Расшифруйте" предложение.
Тот
явился, сделал укол в руку Ивана и уверил его, что он больше плакать не будет и
что теперь все пройдет, все изменится и все забудется.
Ответ ученика
...
Читать дальше »
|
Прочитаем две пушкинские строчки:
...ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев
следит оленя бег пахучий.
Вначале нужно пояснить одну грамматическую конструкцию:
лев следит бег оленя. Сейчас мы
сказали бы за бегом. Но в прошлом
веке конструкци
...
Читать дальше »
|
"Расшифруйте" предложение.
Письмо,
полученное мною недели через две после того, было кратко - ласковая, но твердая
просьба не ждать ее больше, не пытаться искать, видеть.
...
Читать дальше »
|
Прочитайте фантастический рассказ американского писателя
Теодора Томаса.
Сломанная линейка
Логарифмическая
линейка сломалась пополам под пальцами Картера. Он уронил обломки на стол и,
подняв голову, встретился глазами с Сесилом Харди. Картер сказал одними губами:
"Я так хочу этого, Сесил, так хочу!"
...
Читать дальше »
|
"Расшифруйте" предложение.
Я
сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано
мое сердце к этой очаровательной, не понятной для меня девушке.
О
...
Читать дальше »
|
Прочтите стихотворение Аполлона Майкова.
Емшан
Степной
травы пучок степной —
Он
и сухой благоухает!
...
Читать дальше »
|
Прочтите афганскую сказку.
Три заповеди воробья
Попался
воробей в ловушку к птицелову и решил спастись. "Выслушай меня, о человек!
- сказал он. - Если ты предпочитаешь еду, съешь меня! Если же ты ценишь мудрые
слова, то оставь меня, и я тебе дам три совета. Один из них я дам, находясь у
тебя в руках, другой - сидя на корне этого дерева, третий — на вершине
его". Птицелов согласился. "Первая заповедь такова, - сказал
...
Читать дальше »
|
|
| |