Термин скважина
появился так. Когда стали изучать, как люди читают — что помогает, а что мешает им понимать текст, то заметили, что
в тексте есть некоторые "пустые" в информационном отношении места,
своего рода смысловые пробелы, "дырки", которые подразумевают, что
читатель что-то хорошо знает и без объяснений.
Ученый Н.И. Жинкин обнаружил, что разрывы существуют между
предложениями и в этих разрывах содержится та информация, которую читатель уже
имеет (или должен, по мнению автора, иметь). Содержание читаемого текста
становится понятным только тогда, когда читатель может самостоятельно
заполнить эти смысловые дырки, когда в его мышлении содержится "как бы внутренний
текст".
Смыслы, которые прямо не выражены, но подразумеваются,
есть в каждом тексте. Вы сами каждый день встречаетесь с этим явлением. Утром,
убегая в школу, вы не сообщаете родителям очевидных вещей: "Я, Николай
Петров, ваш сын, иду сейчас в среднюю школу
№ 15, которая находится..." и так далее до бесконечности. Вы коротко
бросаете: "Ну, я пошел" -
и всем всё ясно. Это потому, что все хорошо знают ситуацию. Содержание
"скважины" одинаково всем известно. А теперь представьте, что ту же
фразу вы произнесете родителям в час ночи
- вам придется объяснять,
куда, зачем, почему, объяснять ситуацию — то есть "заполнять
скважину".
Все это имеет прямое отношение к пониманию художественных
текстов. Писатель точно так же рассчитывает на ваше знание
"ситуации", на ваш житейский и читательский опыт, который поможет
догадаться и достроить в уме недосказанное в тексте.
Приведем пример. Прочитайте отрывок из стихотворения
Арсения Тарковского "Ночь под первое июня":
Пока еще последние
колена
Последних соловьев
не отгремели
И смутно брезжит у
твоей постели
Боярышника розовая
пена...
В названии стихотворения - слово ночь. Но ночь большая. Есть ли в стихотворении какая-нибудь
"подсказка", позволяющая точнее определить время суток? Некоторые
ученики говорили, что это сумерки -
потому что "пена" цветущего боярышника видна неотчетливо, смутно брезжит. Да, действительно,
описывается не глубокая темная ночь, а начало или конец ночи. Но что именно: начало
или конец? Присмотритесь к первым двум строчкам: может быть, они вам подскажут?
Подсказка здесь в том, что соловьи поют (а тем более - гремят)
только ночью. В стихотворении описывается время, пока еще соловьи не отгремели, то есть очень раннее утро
или самый конец ночи, время перед рассветом. Это можно определить, ориентируясь
именно на "затекстовые" знания, то есть заполнив
"скважины".
"Скважинами" могут быть и аллюзии
- намеки на известное историческое событие, на известных деятелей науки,
культуры, политики и т.п., -
вообще все то, что автор полагает известным читателю. Автор может при этом
ориентироваться или на определенный круг читателей (например, только на
молодежь), или на своих современников - и
тогда всем остальным читателям его текст будет понятен не полностью.
Расшифровке таких скважин обычно посвящен в книге специальный раздел - "Комментарии"
("Примечания"). Существуют и отдельные исследования, например: Лотман
Ю.М. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий (разные издания).
...Чтобы понимать, надо иметь, как говорят, "общий
язык". Причем "общим" он никогда не бывает полностью, а всегда - в большей или меньшей степени.
Появится ли у вас с кем-нибудь (в том числе и с автором художественного
текста) "общий язык", зависит от многого: от ваших представлений о
мире, от культурного багажа, от обычаев эпохи, от вашего социального опыта и
прочее. Сложное это дело -
создание "общего языка", тем более что многие вообще не осознают его
наличия и наивно думают, что говорят на одном и том же "русском" и
что этого вполне достаточно для взаимопонимания...
Сделаем вывод.
Ни один текст нельзя построить, объясняя каждое слово, ни в одном тексте нельзя
сказать всего. Когда мы говорим или пишем, то обязательно предполагаем, что
какая-то часть информации нашему адресату известна, и помещаем ее в
"скважины". "Скважиной" может оказаться и содержание
предыдущего текста, и значение слова, и аллюзия, и скрытая цитата... И многое
другое.
Настоящий Читатель
понимает язык, которым "разговаривает"
с ним художественный текст, то есть видит сигналы, которые тот ему посылает, и
умеет эти сигналы улавливать и объяснять. Представьте себе, что художественный
текст - это "шифровка",
посланная с другой планеты (или из другого времени — это неважно). А ваша задача — разобраться в том, что же именно "зашифровал" автор. |