Прочитайте и сравните два фрагмента. Первый - начало стихотворения А. Фета,
которое названия не имеет (вернее, называется по первой строке). Второй - из стихотворения Б. Пастернака
"Марбург".
1. Любо мне
в комнате ночью стоять у окошка в потемках,
Если луна с
высоты прямо глядит на меня
И, проникая
стекло, нарисует квадраты лучами
По полу,
комнату всю дымом прозрачным поя...
1850
2. Ведь ночи играть садятся в шахматы
Со мной на
лунном паркетном полу...
1916, 1945
Все ли вы расшифровали в строках Фета? Откуда берутся
квадраты на полу комнаты?
Как, по вашему мнению, мог возникнуть образ ночей, которые
садятся играть с поэтом в шахматы? Что могло подсказать такой образ?
Чей образ, по-вашему, сложнее - Фета или Пастернака? Почему?
Ответ
Лунный свет, проникая
[через] стекло, не проникает через
оконные переплеты. Они остаются темными -
и на полу получаются квадраты, как будто действительно нарисованные луной. Дым прозрачный - это тоже лунный
свет, заливающий комнату.
...Никто не знает, как там все было на самом деле: может
быть, Пастернак хорошо знал это стихотворение Фета, а может быть, удивился бы,
увидев наше сопоставление... Но суть в том, что Пастернак как будто отталкивается
от фетовского образа и делает следующий поэтический шаг: раз есть квадраты,
почему бы не поиграть в шахматы?
Образ Пастернака сложнее. Во-первых, потому, что
информация о "квадратах на полу" остается в подтексте, читатель о ней
еще должен догадаться, чтобы понять, почему именно такое, а не другое занятие
выбирают себе ночи. Во-вторых, в строчках Пастернака есть еще образ бессонницы:
ночи не приносят сон, а садятся играть в шахматы. Причем нужно заметить, что не
одну ночь так проводит поэт, это происходит ночь за ночью... В-третьих, в
стихотворении Фета есть подсказка: у
окошка, у Пастернака же никаких подсказок нет. Поэтому и понять его
сложнее.
Поэтический язык развивается, опираясь на традицию, но не
повторяя ее. Современникам Фета строчки Пастернака показались бы абсолютно
непонятными (точнее, немотивированными), а вам, может быть, после работы с
заданием образ Фета покажется слишком простым... Или у вас другое мнение?
Просим только заметить, что из сопоставления образов не
следует, что более поздний образ непременно сложнее. У поэта Серебряного века
Бориса Садовского та же картина передана совсем просто, без всяких загадок:
Пробило три. Не спится мне.
Вставать с постели нет охоты.
Луна на трепетной стене
Рисует окон переплеты.
1906
Метафорический эпитет
Мы почти? уверены, что вы умеете находить эпитеты. Это
просто: нужно отыскать определение, а потом посмотреть, какой признак оно
отражает. Если прилагательное употреблено в прямом значении и называет
логический, "обыкновенный" признак (шерстяной шарф, авторская позиция, новые ворота), то это
определение. Например, в следующем отрывке из стихотворения А. Пушкина
"Сцены из Фауста" нет ни
одного эпитета, есть только передающие точную информацию определения:
Фауст
Что там белеет? говори.
Мефистофель
Корабль испанский трехмачтовый.
…
Фауст
Все утопить.
Мефистофель
Сейчас.
(Исчезает.)
Если же прилагательное употреблено в переносном значении,
если признак - какой-то необычный,
если определение останавливает ваше внимание - то это эпитет.
Примеры эпитетов можно приводить бесконечно. Существует
даже словарь, который составили К.С. Горбачевич и Е.П. Хабло. Он так и называется - "Словарь эпитетов русского
литературного языка" (Л., 19 79).
Из этого интереснейшего словаря можно узнать о том, какими бывают в литературе
самые разные предметы и явления. Вот, например, эпитеты к слову комплимент: банальный, дешевый, елейный избитый,
колкий, лестный, лживый, лицемерный, ложный, льстивый, нелестный, неловкий,
неуклюжий пошлый, притворный, приторный, приятный, сладкий слащавый,
тривиальный, тяжеловесный, ханжеский.
Вы можете сами продолжить составление такого словаря.
Как? Читая художественные тексты, обращайте внимание на эпитеты к слову комплимент (да и к другим словам тоже),
и вам вполне может встретиться такое определение, которое отсутствует в
словарной статье. Уже сейчас мы можем добавить к слову комплимент эпитет сомнительный:
Сомнительный комплимент
(Мини-басня)
Овечке
Волк
Сказал:
- Овца!
У вас прекрасный
цвет лица!
Ах, если хвалит
Волк
Овечку -
Не верь ни одному
словечку!
(Б. Заходер.)
Если вы хотите узнать, какими бывают, например, глаза, то сначала нужно уточнить, что
именно вас интересует: цвет? форма (размер, очертания) глаз? характер взгляда?
выражение состояния человека, его чувств во взгляде? Или, может быть, вы
хотите узнать, глаза каких животных, птиц или рыб могут напоминать глаза
человека? Извольте: глаза у людей
бывают бараньи, бычачьи, бычьи, воловьи,
волчьи, вороньи, галочьи, галчиные, голубиные, заячьи, зверушечьи, змеиные, кабаньи,
коровьи, кошачьи, кроличьи, крысиные, лисьи, медвежьи, мышачьи, мышиные,
овечьи, оленьи, орлиные, птичьи. Рачьи, рыбьи, рысьи, свиные, собачьи, совиные
стрекозиные, телячьи тюленьи, хориные, щенячьи, ястребиные.
...В целом список эпитетов к слову глаза занимает в "Словаре эпитетов" 7 (семь!) страниц.
Главное в слове-эпитете - не его принадлежность к части речи (прилагательному), как часто думают,
а его метафоричность. Если, например, Н. Асеев пишет простоволосые ивы, то слово простоволосые
формально будет эпитетом. Но ограничиться констатацией этого факта нельзя.
Важно увидеть здесь сопоставление листьев с волосами (метафору), а значит,
дерева с человеком (олицетворение). Когда вы встречаете эпитет, пытайтесь
заглянуть в него "глубже". |