Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой.
Мне на ухо поэты нашептали
Созвучья для созвучья самого,
Но думается мне, что у Шампани
Нет общего с шампунью ничего.
И ведь не все же -
в самом деле! - парни —
Родня Парни, не всякое чело
В чулок пролезет, да и Пермь не в Парме,
Хоть вынести все это тяжело.
Зачем скрывать! -
и я люблю созвучья.
Простая муза тоже не глуха.
Люблю созвучья -
веточки и сучья
Таинственного дерева
— Стиха.
Вот только не люблю, когда созвучья –
Как на сосне березовые сучья.
1.
Определите тему этого стихотворения.
2. Выпишите
из первых двух строф примеры созвучий. Как называются такие слова - похожие по звучанию, но разные по
значению? Что вы знаете о роли "созвучий" в стихотворном тексте?
3.
Внимательно присмотритесь к стихотворению и ответьте на вопрос: как автор
относится к "созвучьям"? (Это стихотворение написано от первого лица
и выражает позицию автора, его взгляд на литературу и на собственное
творчество. Такие стихи называются "программными". Можно считать, что
автор говорит в них сам, своим голосом. Поэтому при ответе можно употреблять
выражения автор считает, автор думает,
хотя обычно в стихотворении "думает" не автор, а лирический герой.)
Как относится к звуковым метафорам Н. Матвеева? Правильно
ли будет сказать, что Н. Матвеева любит созвучья? Или одни созвучья будут для
нее "плохими", а другие "хорошими"?
4. Попробуйте
включить приведенные в стихотворении примеры неудачных созвучий в такие
контексты, где они станут оправданными.
Ответ
1. Тема
стихотворения названа во второй строке: "созвучья
для созвучъя". Это выражение напоминает формулу "искусство для искусства" и действительно восходит к
ней. Саму же формулу можно "перевести" примерно так: "стихи
ради стихов", "поэт пишет не для пользы, а ради красоты" и т.п.
2. Шампань (область во Франции, отсюда шампанское) и шампунь (кстати, заметили ли вы ошибку? Нужно было: с шампунем), парни (мн.ч. от парень) и Парни (французский поэт, которым зачитывался Пушкин), чело (высокое, поэтическое слово, то же,
что лоб) и чулок (нужны ли комментарии?), Пермь
(город в средней полосе России) и Парма
(город в Италии, у Стендаля есть роман "Пармская обитель"). Это
примеры паронимов. Когда выяснишь значение каждого слова в паре, то становится
видно, насколько они далеки друг от друга, несовместимы. Но в поэтическом
тексте именно несходство значений (при похожем звучании) позволяет поэту
выразить новые смыслы:
Слова сулят
негаданные встречи,
И шепчет страсть
про старость, и пчела
Печали жалит
согнутые плечи...
(К. Ковальджи.)
3.
Однозначно сказать, любит или не любит Н. Матвеева созвучья, нельзя. Н.
Матвеева, если разобраться, действительно утверждает, что есть некие
"хорошие" созвучия, которые она любит (простая муза тоже не глуха), и есть "плохие", примеры
которых приводятся в стихотворении. "Плохими", как можно предположить,
созвучия будут тогда, когда они употребляются в стихах не для смысла, а ради
формы, когда они созвучья для созвучъя
самого, ради того, чтобы "покрасоваться", поиграть словами. Если
поэт думает не о смысле, а форме, то созвучья в его стихе будут искусственными,
как на сосне березовые сучья, -
вот что утверждает Н. Матвеева.
Кстати, спор о форме и содержании, о назначении искусства
(что важнее: Польза или красота?) поэты ведут уже несколько столетий, и конца
ему не видно... А вы - знаете ли
что-нибудь об этом споре?
4. Только один
пример, который мы придумали сами.
Мы вспомнили метафору Маяковского печеные
картошки личек (о лицах монахинь)
и подумали, что
метафора чулок чела могла бы описывать сморщенный, собранный в складки
лоб. Кстати, эта метафора была бы иронической, потому что чело и чулок
стилистически несовместимы. |