Найдите рифмы в отрывке из стихотворения В. Брюсова
(сборник "Опыты").
Я печален, блуждаю меж знакомых развалин,
Где, давно ли, рыдал я от ласкательной боли!
Камни те же, и тот
же ветер медленный, свежий,
Мглу колышет, и
берег маргаритками вышит.
Ответ
Конечно, вы сразу заметили, что на концах строк рифм нет.
И все же последние слова каждой строки рифмуются, но только внутри той же
строки: печален - развалин, давно ли —
боли, те же — свежий, колышет - вышит. Для наглядности приводим
эту строфу еще раз, выделяя рифмы курсивом:
Я печален,
блуждаю меж знакомых развалин,
Где, давно
ли, рыдал я от ласкательной боли!
Камни те
же, и тот же ветер медленный, свежий,
Мглу колышет,
и берег маргаритками вышит.
Такую редкую рифму принято называть внутренней кольцевой рифмой.
В.М. Жирмунский говорит, что разными типами внутренней рифмы была богата
средневековая поэзия, а сейчас она встречается довольно редко, только как
эксперимент. Если вы читаете стихи современных поэтов, понаблюдайте, так ли
это.
Метафора-загадка и перифраза
Разгадывать загадки любят многие. Не думайте, что это
только детское занятие. Конечно, взрослых уже не спрашивают: "Два конца,
два кольца, посредине гвоздик -
что такое?" Зато взрослые придумали себе целый литературный жанр — детектив -
специально для того, чтобы разгадывать сюжетные и психологические загадки, тренировать
ум, сообразительность и находчивость.
Поэты тоже иногда задают читателям загадки. Им это нужно
для того, чтобы задержать внимание читателя.
В науке о литературе есть даже специальный термин - остранение.
Писатель специально затрудняет художественную форму, чтобы читатель не
скользил глазами по строчкам, "узнавая" предметы описания, а,
наоборот, как бы пробирался, или даже продирался, через "странную"
форму к новым, нужным писателю, смыслам.
У Александра Блока
есть такие строчки:
Случайно на ноже
карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять
предстанет странным,
Закутанным в цветной, туман...
Вот такой "странный", новый, "закутанный в
цветной туман" мир и создает искусство. При этом важно, что этот
"туман" поначалу кажется туманом непонимания... Автору зачем-то нужно, чтобы сначала,
при первом прочтении, его не поняли, чтобы его текст показался
"странным".
Приемов остранения
чрезвычайно много. Один из них заключается в том, что поэт задает
читателям загадки в прямом смысле этого слова: вместо того, чтобы просто
назвать предмет, автор приводит его описание, а читатель должен догадаться, о
чем идет речь.
Все это нужно поэту для того, чтобы читатель не "проскочил"
мимо образа, а замедлил чтение, остановился
— и в привычном, знакомом, а то и скучном увидел что-то новое,
неожиданное. Чтобы это новое увидеть, загадки нужно уметь расшифровывать.
Потренируемся.
Прочитайте отрывок из поэмы А. Пушкина
"Полтава":
И то сказать, в
Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как
вешний цвет.
Взлелеянный в тени дубравной.
Отгадываем загадку. Вешний -
значит весенний. Какие мы знаем весенние цветы? Подснежник? Но давайте внимательно
посмотрим в текст. Что значит взлелеянный
в тени дубравной? Разве бываетв дубраве тень, если еще не сошел снег?
Значит, цветок этот должен расти поздней весной, когда листья на дубах уже
распустились. А еще нужно учесть, что цветок этот - эталон свежести (ведь поэт сравнивает с ним девушку!), значит,
он не может быть ни лиловым, ни ярко-красным, а может быть только белым...
Итак?
Правильно, это ландыш.
Свои "загадки" поэт может загадывать в форме
развернутого описания, именно такой пример мы только что увидели. Развернутое
описание называется перифразой.
Но бывает, что признаки предмета не перечисляются,
никакого описания нет - просто
одно слово употреблено вместо другого. Это уже "загадка" в чистом
виде:
По беломраморным
щекам
Струились крупные бериллы.
(А. Блок.)
Если воспринимать эти строки буквально, то покажется, что
речь идет о... статуе. По щекам статуи, сделанной из белого мрамора, катятся
крупные прозрачные полудрагоценные камни? Конечно, это не так, и буквально
воспринимать ни эти, ни любые другие стихи нельзя. Зная о переносном значении
слов, мы понимаем, что беломраморные щеки -
это щеки прелестного цвета, похожего на цвет белого мрамора. А вот что такое бериллы Что у нас обычно
катится по щекам? Читатель по контексту должен догадаться (в этом случае - легко), что бериллы - это слезы. Для такого
поэтического словоупотребления ученый-филолог Ю.И. Левин предложил термин метафора-загадка.
В заданиях мы приводим и перифрастические
(описательные), и метафорические
(однословные) загадки, специально их
не различая. |