В начале внимательно прочитайте примеры из стихотворений
разных поэтов.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
(А. Пушкин.)
Ночью грустно. От огней
Иглы тянутся лучами.
От садов и от аллей
Пахнет мокрыми листами.
(М. Волошин.)
Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,
Пусть дождем опадают сирени –
Все равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели.
(В. Высоцкий.)
Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному
столетию - спиной.
К любви своей потерянной - лицом.
И грудь -
велосипедным колесом.
(И. Бродский.)
В каждом из четырех отрывков найдите сравнения. Немного
подскажем: с чем сравнивается лежащий снег? огни фонарей? цветенье черемухи?
грудь памятника (которого, конечно, нет) поэту Бродскому?
Легко ли вам было выполнить это задание? Попробуйте
объяснить, почему сравнения не были видны сразу, почему возникали трудности в
их поисках? Связано ли это с формой их выражения?
Ответ
У Пушкина выпавший снег похож на великолепные ковры. У
Волошина лучи от огней - на иглы
(правда, нужно заметить, что само сравнение здесь перевернуто: менее
неожиданно было бы прочитать, что "лучи
тянутся иглами"). Высоцкий сравнивает цветущие деревья черемухи с
бельем, сохнущим и развевающимся на ветру. В последнем примере интересно то,
что Бродский оживляет языковое сравнение грудь
колесом, которое до того стерлось, что мы уже и не воспринимаем его в
качестве сравнения. Добавление велосипедным
делает сравнение снова живым.
Все сравнения в этих отрывках выражены формой творительного
падежа имени существительного. Творительный падеж и создает трудности: мы не
можем узнать сравнение "в
лицо" сразу, потому что не видим слов-подсказок как, словно, будто, похожий на и других. |