Прочитайте первую строфу стихотворения А. Фета, которое
начинается словами Какая грусть!...
Что вы почувствовали сразу, с первой же строчки? Постарайтесь увидеть картину,
которую описывает поэт.
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через дорогу поползли.
В этом контексте -
сразу две метафоры-загадки. Что такое, по-вашему, пыль и что такое серебряные
змеи ?
Ответ
Пыль в строчках
Фета - это метель (возможно, начинающаяся),
то есть мелкий сухой снег, похожий на пыль. Вы наверняка знаете и сами
употребляете выражение снежная пыль.
Однако заметьте, что информация о времени года поступает к читателю только из
следующих двух строк. Хотя и тут возможны различные варианты восприятия у
разных читателей. Некоторые ученики сразу понимали, что это зима, что
описывается снежная пыль. "Если бы это была летняя пыльная буря, то она
вызывала бы не грусть, а раздражение", "Это не может быть дождь:
водяная пыль не бывает такой плотной, чтобы конец аллеи исчез", - говорили они.
Серебряные змеи -
это поземка. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля
это слово объясняется так: поземная
метель, буран или метель снизу, вьюга от земли, метель тягун, буран низом...
К слову поземка Даль приводит такие
синонимы: волокуша, заметь, тащиха,
поползуха, понизовка, тягуша... Как видим, обращение к словарю помогает
лучше понять "внутреннюю форму" слова поземка.
А вот почему змеи - серебряные,
вы, наверное, догадались сами. Снег в русской поэзии серебрится очень часто.
Если вы, перечитав строфу (а лучше - стихотворение) в целом, увидели эту картину, то, надеемся,
вместе с нами восхитились точностью поэтического образа.
Приведем стихотворение полностью.
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез
в пыли,
Опять серебряные
змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело.
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста, -
И посвященным только зримо
Цветет весна и
красота.
Глагольная метафора
Термин метафора
переводится как "перенос". Об этом мы уже говорили. Название одного
предмета или явления может быть перенесено на другой предмет или явление, если
поэт увидит в них сходство. Это касается и действий: одному предмету могут быть
приписаны действия другого. В стихах лес может разговаривать, книжка — убежать вприпрыжку под кровать, а
день - сгореть, оставив
"немного дыма и немного пепла". Мы часто встречаемся с глагольными метафорами
и в обычной речи:
время ползет,
мурлыкать себе под нос, отравить праздник, веселье так и кипело, конкуренты не дремлют и т.п.
Читая художественный текст, нужно обязательно обращать
внимание на то, какие глаголы стоят рядом с существительным - то есть какие действия одних
предметов автор приписывает другим, а значит, делает эти предметы похожими.
Предлагаем проделать такую работу вместе с поэтом. Что
для этого нужно? Вначале следует вспомнить, в каких случаях тот или иной
глагол употребляется в обычных условиях, то есть восстановить (мысленно) его
прямой смысл. Иногда для этого полезно обратиться к словарю. На следующем
этапе работы нужно попытаться объяснить, чем похожи два предмета или явления,
раз в тексте действие одного из них передано другому. Это поможет вам войти в
"творческую лабораторию" поэта, вместе с автором пройти путь от идеи
сходства явлений до реализации ее в тексте в виде глагольной метафоры.
Чаще всего глагол в контексте метафоры используется для
того, чтобы перевести неодушевленное существительное в разряд одушевленных, то
есть неживой предмет сделать живым. Обычно вы называете это олицетворением.
Приведем один из миллионов возможных примеров:
Легкий ветер на
дорогу вышел
И не поздоровался со мной.
(А. Прокофьев.)
В этом отрывке ветер абсолютно равен человеку, и на него
даже можно обидеться за то, что "не поздоровался"...
Однако олицетворение - это только частный случай метафоры вообще. Глагольная метафора
олицетворением не исчерпывается. В каждом отдельном случае вам нужно будет
разобраться, какие два предмета или явления сближаются в сознании писателя и в
чем именно он видит их сходство. Это главное. |