Суббота, 10.12.2016, 13:44

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [161]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [53]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Статистика

Форма входа


Главная » 2012 » Декабрь » 2 » Задание 26
11:15
Задание 26
"Расшифруйте" предложение.

Я привык, чтобы на меня кричали, но было неприятно, что эта дама тоже кричит.

Ответ ученика

Кто-то (мужчина, или юноша, или подросток) находится постоянно в униженном состоянии (привык, чтобы на меня кричали). Именно это позволяло так часто на него кричать, что он к этому привык. Но была какая-то дама, которая казалась ему не такой, как те, что его окружали. Но что-то произошло, из-за чего она тоже стала кричать на него. И это неприятно поразило его.

В этом ответе есть неточная информация. Найдите ее.


Ответ

Необязательно должно что-то произойти, чтобы дама за­кричала: может быть, он просто ошибся в ней.

 (Предложение взято из повести А.М. Горького "В людях".)

 

VI. УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ МОНТАЖ ТЕКСТА

 

Перед вами два набора "рассыпанных" предложений. Соберите их, и у вас получатся два текста о твор­честве А. С. Пушкина, написанных разными лите­ратуроведами.

Набор 1

Обращение Пушкина к прозе связано было с реабилита­цией прозаического слова как элемента искусства.

А затем "простое", "голое" прозаическое слово отождес­твилось с самим понятием художественной речи и было перенесено в поэзию.

Одним из существенных признаков его явился интерес к прозе.

В конце 1820-х гг. отчетливо обозначился переход Пуш­кина к новому этапу реализма.

Поэтическое слово - слово с установкой на особое, вне искусства невозможное его употребление.

Проза и поэзия требуют принципиально различного художественного слова.

Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы.

 

Набор 2

В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико.

Перед Пушкиным стояла задача создания глубоко содержательной и в то же время высокохудожественной прозы.

"Проза наша так еще мало обработана, - жаловался сам Пушкин, - что даже в простой переписке мы при­нуждены создавать обороты для изъяснения понятий са­мых обыкновенных".

В области прозы у него почти не было предшественников.

А постановка и решение этой задачи были исключительно важными и значительными для всего развития русской литературы.

Созданием "Повестей Белкина" закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина той области словесного творчества, в которую он проник позднее всего и которую, видимо, ему было труднее всего освоить, - художественной прозы.

 

Теперь сравните получившиеся у вас тексты с автор­скими.

 

Текст 1

В конце 1820-х гг. отчетливо обозначился переход Пушкина к новому этапу реализма. Одним из существенных признаков его явился интерес к прозе. Проза и поэзия тре­буют принципиально различного художественного слова. Поэтическое слово - слово с установкой на особое, вне искусства невозможное его употребление. Обращение Пуш­кина к прозе связано было с реабилитацией прозаического слова как элемента искусства. Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы. А затем "простое", "голое" прозаическое слово отождествилось с самим понятием ху­дожественной речи и было перенесено в поэзию.

(Лотман Ю.М.. Пушкин. СПб. — 1995. — С. 200.)

 

Текст 2

Созданием "Повестей Белкина" закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина той области словесного творчества, в которую он проник позднее всего и которую, видимо, ему было труднее всего освоить, - художественной прозы.

В развитии художественной прозы основополагающее зна­чение Пушкина, пожалуй, особенно велико. В области прозы у него почти не было предшественников. "Проза наша так еще мало обработана, - жаловался сам Пушкин, - что да­же в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных". Перед Пушкиным стояла задача создания глубоко содержательной и в то же время высокохудожественной прозы. А поста­новка и решение этой задачи были исключительно важными и значительными для всего дальнейшего развития русской литературы.

(Благой Д.Д. А.С. Пушкин // Лекции по истории русской

литературы XIX века. - М., 1951.— С. 216.)

 

Вряд ли вам удалось что-нибудь изменить при "собирании" первого текста. Если же вы избрали другую последовательность, то сравните, у кого получилось лучше: у вас или у автора. При "собирании" второго тек­ста у вас могла оказаться совсем не такая последова­тельность, как у автора.

Не огорчайтесь: в отличие от текста Ю.М. Лотмана, текст Д.Д. Благого дает возможность создавать варианты. Почему? - Да потому, что в нем предложения не так крепко "зацепились" друг за друга и поэтому возможны разные варианты монтажа.                          

Что же такое монтаж? Это выстраивание предло­жений и отдельных частей текста, подчиненное основному замыслу автора. От монтажа зависит очень много, и особенно хорошо это видно в кино. Каждый фильм состоит из множества кадров, и от того, как они соединены между собой, зависит их воздействие на зрителя.

Однажды, много лет тому назад, во времена немого кино режиссер и теоретик отечественного кино Л. В. Кулешов проделал такой опыт. Он взял кадр, изображающий чело­веческое лицо, и поместил его рядом с кадром, на котором была тарелка с супом. И лицо человека показалось зрителю голодным. Тот же кадр с тем же лицом Кулешов смонтировал с кадром, на котором был гроб. И зрители увидели лицо, омраченное горем. В третий раз было по­казано то же лицо, но в соседнем кадре была девушка. Теперь зрители увидели лицо, освещенное любовью. И никто так и не понял, что все время они видели одно и то же лицо с одним и тем же выражением, но в разном окружении.

Собирая "рассыпанные" предложения, вы видели, что есть тексты, в которых изменить последовательность пре­дложений нельзя или очень трудно, потому что изменится смысл или получится бессмыслица. Так было в первом случае. А во втором - предложения можно расположить по-разному без ущерба для смысла. Просто получится не­сколько вариантов текста. Вообще, если текст большой, всегда возможны варианты. В маленьких текстах ва­рианты возможны только при "рыхлой" композиции. Ма­ленькие тексты совершеннее тогда, когда одно предложе­ние хорошо "зацепилось" за другое, потому что эти сце­пления часто несут особую смысловую нагрузку, которую подчас нельзя выразить словами.

Вы, конечно, понимаете, что монтаж бывает не только в кино: вы сами только что "монтировали" нарочно рассы­панные нами тексты. Делаете вы и совсем са­мостоятельный монтаж. Например, вы пишете сочинение. Обдумывая тему, вы наверняка распределяете то, что будете писать, в определенной последовательности. Даже не составляя письменный план, вы держите его в голове. По ходу письма вы обязательно монтируете свое сочине­ние. Возможно, правда, что в этот момент вы и не по­дозреваете, что работаете над монтажом.

Выполняя задания на монтаж, вы будете как бы "прощупывать" смысловые взаимосвязи в тексте. Вы будете  учиться выбирать лучший монтаж, а для этого крити­чески оценивать разные его варианты. Это поможет уви­деть разные логические провалы в своих и чужих текстах и перемонтировать их.
Категория: ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" | Просмотров: 522 | Добавил: admin | Теги: факультативные занятия по литератур, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, учителю-словеснику, юный филоло, уроки литературы в школе, практикум по русской литературе | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0