"Расшифруйте" предложение.
Я привык, чтобы на меня
кричали, но было неприятно, что эта дама тоже кричит.
Ответ ученика
Кто-то (мужчина, или юноша, или
подросток) находится постоянно в униженном состоянии (привык, чтобы на меня кричали). Именно это позволяло так часто на
него кричать, что он к этому привык. Но была какая-то дама, которая казалась
ему не такой, как те, что его окружали. Но что-то произошло, из-за чего она
тоже стала кричать на него. И это неприятно поразило его.
В этом ответе есть неточная информация. Найдите ее.
Ответ
Необязательно должно что-то
произойти, чтобы дама закричала: может быть, он просто ошибся в ней.
(Предложение взято из повести А.М.
Горького "В людях".)
VI. УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ МОНТАЖ ТЕКСТА
Перед вами два набора
"рассыпанных" предложений. Соберите их, и у вас получатся два текста
о творчестве А. С. Пушкина, написанных разными литературоведами.
Набор 1
Обращение Пушкина к
прозе связано было с реабилитацией прозаического слова как элемента искусства.
А затем
"простое", "голое" прозаическое слово отождествилось с
самим понятием художественной речи и было перенесено в поэзию.
Одним из
существенных признаков его явился интерес к прозе.
В конце 1820-х
гг. отчетливо обозначился переход Пушкина к новому этапу реализма.
Поэтическое слово -
слово с установкой на особое, вне искусства невозможное его употребление.
Проза и поэзия
требуют принципиально различного художественного слова.
Сначала эта
реабилитация произошла в сфере прозы.
Набор 2
В развитии русской
художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно
велико.
Перед Пушкиным
стояла задача создания глубоко содержательной и в то же время
высокохудожественной прозы.
"Проза наша
так еще мало обработана, - жаловался сам Пушкин, -
что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты для изъяснения
понятий самых обыкновенных".
В области прозы у
него почти не было предшественников.
А постановка и
решение этой задачи были исключительно важными и значительными для всего
развития русской литературы.
Созданием
"Повестей Белкина" закончился сложный и длительный процесс
становления и утверждения в творчестве Пушкина той области словесного
творчества, в которую он проник позднее всего и которую, видимо, ему было
труднее всего освоить, - художественной прозы.
Теперь сравните получившиеся у
вас тексты с авторскими.
Текст 1
В конце 1820-х гг.
отчетливо обозначился переход Пушкина к новому этапу реализма. Одним из
существенных признаков его явился интерес к прозе. Проза и поэзия требуют
принципиально различного художественного слова. Поэтическое слово -
слово с установкой на особое, вне искусства невозможное его употребление.
Обращение Пушкина к прозе связано было с реабилитацией прозаического слова как
элемента искусства. Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы. А затем
"простое", "голое" прозаическое слово отождествилось с
самим понятием художественной речи и было перенесено в поэзию.
(Лотман
Ю.М.. Пушкин. — СПб. — 1995. — С. 200.)
Текст 2
Созданием
"Повестей Белкина" закончился сложный и длительный процесс
становления и утверждения в творчестве Пушкина той области словесного
творчества, в которую он проник позднее всего и которую, видимо, ему было
труднее всего освоить, - художественной прозы.
В развитии
художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно
велико. В области прозы у него почти не было предшественников. "Проза наша
так еще мало обработана, - жаловался сам Пушкин, -
что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для
изъяснения понятий самых обыкновенных". Перед Пушкиным стояла задача
создания глубоко содержательной и в то же время высокохудожественной прозы. А
постановка и решение этой задачи были исключительно важными и значительными
для всего дальнейшего развития русской литературы.
(Благой
Д.Д. А.С. Пушкин // Лекции по истории русской
литературы XIX века. - М.,
1951.— С.
216.)
Вряд ли вам удалось что-нибудь
изменить при "собирании" первого текста. Если же вы избрали другую
последовательность, то сравните, у кого получилось лучше: у вас или у автора.
При "собирании" второго текста у вас могла оказаться совсем не такая
последовательность, как у автора.
Не огорчайтесь: в отличие от
текста Ю.М. Лотмана, текст Д.Д. Благого дает возможность создавать варианты.
Почему? - Да потому, что в нем предложения не так крепко
"зацепились" друг за друга и поэтому возможны разные варианты монтажа.
Что же такое монтаж? —
Это выстраивание предложений и
отдельных частей текста, подчиненное
основному замыслу автора. От монтажа
зависит очень много, и особенно хорошо это видно в кино. Каждый фильм состоит
из множества кадров, и от того, как они соединены между собой, зависит их
воздействие на зрителя.
Однажды, много лет тому назад,
во времена немого кино режиссер и теоретик отечественного кино Л. В. Кулешов
проделал такой опыт. Он взял кадр, изображающий человеческое лицо, и поместил
его рядом с кадром, на котором была тарелка с супом. И лицо человека показалось
зрителю голодным. Тот же кадр с тем же лицом Кулешов смонтировал с кадром, на
котором был гроб. И зрители увидели лицо, омраченное горем. В третий раз было
показано то же лицо, но в соседнем кадре была девушка. Теперь зрители увидели
лицо, освещенное любовью. И никто так и не понял, что все время они видели одно
и то же лицо с одним и тем же выражением, но в разном окружении.
Собирая "рассыпанные"
предложения, вы видели, что есть тексты, в которых изменить последовательность
предложений нельзя или очень трудно, потому что изменится смысл или получится
бессмыслица. Так было в первом случае. А во втором -
предложения можно расположить по-разному без ущерба для смысла. Просто
получится несколько вариантов текста. Вообще, если текст большой, всегда
возможны варианты. В маленьких текстах варианты возможны только при
"рыхлой" композиции. Маленькие тексты совершеннее тогда, когда одно
предложение хорошо "зацепилось" за другое, потому что эти сцепления
часто несут особую смысловую нагрузку, которую подчас нельзя выразить словами.
Вы, конечно, понимаете, что
монтаж бывает не только в кино: вы сами только что "монтировали"
нарочно рассыпанные нами тексты. Делаете вы и совсем самостоятельный монтаж.
Например, вы пишете сочинение. Обдумывая тему, вы наверняка распределяете то, что
будете писать, в определенной последовательности. Даже не составляя письменный
план, вы держите его в голове. По ходу письма вы обязательно монтируете свое
сочинение. Возможно, правда, что в этот момент вы и не подозреваете, что
работаете над монтажом.
Выполняя задания на монтаж, вы будете как бы "прощупывать"
смысловые взаимосвязи в тексте. Вы будете
учиться выбирать лучший монтаж, а для этого критически оценивать разные
его варианты. Это поможет увидеть разные логические провалы в своих и чужих
текстах и перемонтировать их. |