Пятница, 22.11.2024, 22:26


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [158]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2012 » Декабрь » 2 » Задание 23
11:21
Задание 23
Продолжите предложение:

Никогда не должно отвергать кающегося преступ­ника:...

 

Ответ

... с отчаяния он может сделаться еще вдвое преступнее (М. Лермонтов).

Возможны варианты: ...так как вы поступите не по-христиански, или: ...вы проявите жестокость, или: ...вы наживете себе врага...

 

V. ЧТО ЗНАЧИТ "РАСШИФРОВАТЬ" ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Вы, конечно, слышали, что ученые до сих пор находят "мертвые письмена", то есть тексты, кото­рые остались от народов, давно исчезнувших с лица земли. "Мертвые" они потому, что написаны на языке давно исчезнувшем и их не сразу удается прочесть. Иногда на поиски ключа, или шифра, к такому тексту уходят долгие годы. Но если шифр открыт, письмена оживают, и теперь они о многом могут поведать людям.

Тексты, написанные на родном языке, тоже могут быть "неразгаданными письменами" для некоторых людей, пока они не научатся их "расшифровывать".

А что значит "расшифровать" предложение или текст? -Это значит, что из него нужно извлечь все, что ска­зал автор. В тексте как бы заложены сигналы, которые остаются мертвыми, пока к ним не прикоснется читатель. Причем от мастерства читателя зависит, оживет ли этот текст.

Что же это за сигналы?

Это слова, словосочетания, предложения, ударение, ин­тонация. Это связи между словами в предложении, нако­нец, это связи между предложениями. Наша задача - нау­читься эти сигналы расшифровывать, и сейчас мы будем учиться это делать на отдельных предложениях.

Чтобы извлечь из предложения или текста полный смысл, нужно знать, как устроен текст. Когда автор его создает, он не стремится "прописать" все от начала до конца: он рассчитывает на читателя, который сам воспол­нит недосказанное. Недосказанное, пропущенное в тексте ученые назвали "скважинами" (подробнее см. с. 23). Да­вайте попробуем вместе заполнить "скважины".

Возьмем предложение: Но один взгляд в зеркало по­могал ей как лучшее болеутоляющее средство.

Есть в этом предложении "скважины"? - Есть.

Жизненный опыт вам подскажет, что взгляд в зеркало поможет лишь тому человеку, который сам себе нравится.

Итак, одна "скважина" занолнена. Но есть еще одна: на­верное, вы подумали, что этой женщине сейчас плохо, раз она нуждается в болеутоляющем средстве.

Теперь мы заполнили две "скважины" и можем рас­ширить рамки этого предложения и даже составить по нему текст. Вот возможный вариант такого текста:

 У женщины произошла какая-то неприятность. Ей было  плохо, больно, и она нуждалась в помощи. Эта помощь могла прийти от нее самой. Для этого ей достаточно было взглянуть в зеркало и увидеть, что она хороша собой. Вероятно, то, что она самой себе так нравилась, вселяло в нее надежду, что она сумеет справиться со своими невзгодами.

Наверное, такое с ней уже бывало, ведь здесь сказано, что один взгляд в зеркало помогал ей. Обратите внимание: не помог один раз, а помогал, то есть так бывало неоднократно.

Теперь мы не только заполнили "скважины", но и внима­тельно отнеслись к каждому сигналу, заложенному в пред­ложение. Постарайтесь и впредь, работая с предложением, относиться к каждому слову с таким же почтительным вниманием. Если, например, вам встретится слово всегда, вам станет ясно, что в предложении идет речь о чем-то, что происходит постоянно. Если в этом же предложении будут слова на этот раз, вы поймете, что что-либо будет не так, как всегда. Если вам встретится частица бы, то для вас это сигнал, что что-то может произойти только при определен­ных условиях. Слово наверное - сигнал какого-то сомнения.

Иногда нужно особое внимание обратить на словосоче­тание. Вы прочитали: во что бы то ни стало, и сразу становится ясно: что-то должно произойти или кто-то что-то должен сделать обязательно, непременно.

Особую смысловую нагрузку могут нести и целые предложения. Именно на таких предложениях вы и будете учиться раскрывать их смысл, "расшифровывать" их, и на основании того, что вам удастся сделать, соз­давать связный текст по этому предложению.

 

Теперь сформулируем несколько условий, без которых задание «"Расшифруй" предложение» выполнить невозможно.                                              

1. Прежде всего нужно вычерпать полный смысл из 

каждого слова, словосочетания, предложения. Но...

2. Нельзя придумывать ничего того, что нельзя узнать из предложения. Иначе вы будете только фан­тазировать, отталкиваясь от предложения, а перед вами стоит совсем другая задача. Это, конечно, не означает, что вы не можете на основании этого предложения что-то предположить. Затем...

3.   Все, что вам удалось узнать из предложения, следует изложить в виде связного текста.

 

Теперь попробуйте сами выполнить задание, анализируя предложение, вчитываясь в каждое его слово: Девушка знаками объяснила глухонемой, что над ней пошутили и никакого жениха нет и не будет.

Задание выполните письменно. После этого сравните свой ответ с тем, что написал один ученик. Мы считаем, что он сделал это удачно.

Жила глухонемая девушка. Какие-то люди, черствые и жестокие, решили сыграть с ней злую шутку: ей ска­зали что ее познакомят с женихом. Она, очевидно, на­деялась на встречу с женихом и ждала ее, но другая де­вушка, которая умела объясняться с глухонемой с по­мощью знаков, сказала ей, чтобы она не ждала жениха, потому что то, что ей обещали, была лишь шутка.

Потренируемся еще на совсем простом предложении.

Я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились в меня обратно.

Сравните получившийся у вас текст с тем, который написал один ученик.

В какой-то комнате находился мальчик. Наверное, его кто-то обидел или произошло что-то, что его очень огор­чило. И он заплакал. Мальчик не хотел, чтобы другие увидели его слезы. Может быть, кто-то вошел в комна­ту, и мальчик решил избавиться от слез таким нео­бычным способом: вкатить их обратно.

У вас мог получиться другой вариант, и в этом нет ничего плохого. Просто всегда нужно уметь доказать, что смысл, который "вычерпали" вы, содержится в данном предло­жении, монтаж же текста может быть самым разным.

 Бывает, что одного предложения недостаточно, чтобы до конца понять ситуацию, даже если мы полностью "вы­черпали" смысл предложения.

Поработаем с предложением: Проводив гостя, он про­шелся по саду, жестикулируя в потемках и не желая верить, что только что произошло такое странное глу­пое недоразумение.

Что мы можем сказать по этому предложению?

Дело происходит вечером (в потемках). Загородный дом, сад. В гостях у одного мужчины был другой. Во вре­мя этого посещения произошло какое-то недоразумение. Из текста мы не можем сказать, что произошло и про­изошло ли оно между ними. Знаем только, что хозяину оно показалось странным и глупым. Хозяин был так по­ражен происшедшим, что прошелся по саду, как бы проигрывая все снова (жестикулируя).

Мы показали вам разные предложения. Из одних можно "вычерпать" больше, из других - меньше. Но все это были предложения с большой смысловой нагрузкой. На таких примерах вы и будете учиться составлять текст по предложению.

Иногда встречаются особо значимые предложения, кото­рые являются как бы концентратом смысла. По такому предложению, "вычерпывая" его смысл, можно предска­зать многое из того, что есть в тексте, откуда оно взято.

Поработаем с таким предложением.

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой.

Что значит лес расступился перед ним?

Видимо, какой-то человек был в лесу. Скорей всего, он заблудился, потому что лес вдруг расступился перед ним.  Он не ожидал, что лес кончится и он сейчас из него вый­дет. Позади остался не просто лес, а лес плотный и немой.

Давайте подключим свои знания и воображение и рас­шифруем слова плотный и немой.

Плотный это значит, что деревья там стоят плотно друг от друга, возможно, стеной. Немой - слово с особенно большой смысловой нагрузкой: оно означает, что там не только не слышно звуков, не только не поют птицы и не живут звери, но и ветер не шевелит деревья. Они стоят там так плотно, что даже при ветре не гнутся и не шумят вершинами. Значит, туда трудно пробиться солнечным лучам. Земля не просыхает и превращается в болото. В таком лесу, где не раскачиваются вершины, а ноги засасывает трясина, очень страшно.

Вот сколько мы узнали из одного небольшого предло­жения!

А теперь вставим его обратно в рассказ, который приво­дим в сокращении.

Жили в старину одни люди, непроходимые леса окружа­ли с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой -была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних вглубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до бо­лот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, а от него люди гибли один за другим... Нужно было уйти из этого леса, и для этого было две дороги: одна - назад, - там были сильные и злые враги, другая вперед. там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота... Люди сидели и думали... И ослабели люди от дум... Страх родился среди них... Но тут явился Данко и спас всех один... И вот он говорит им, своим товарищам: "...Вста­вайте, пойдем в лес и пройдем его насквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец"...

 "Веди ты нас". - сказали они.

 Тогда он повел... Трудный путь это был!...

 И стали они упрекать его в неумении управлять ими...

 Тогда в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло.

 - Что сделаю я для людей! - сильнее грома крикнул  Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце и ярче солнца...

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем.                          

Мы с вами по одному предложению сумели предсказать многое из рассказа "Старуха Изергиль", созданного М. Горьким.
Категория: ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" | Просмотров: 1719 | Добавил: admin | Теги: факультативные занятия по литератур, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, учителю-словеснику, юный филоло, уроки литературы в школе, практикум по русской литературе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0