В искусстве содержанием становится все, всякий элемент
формы. Поэты не устают искать новые возможности выражения смысла - необычные, яркие, запоминающиеся. А
что прежде всего "бросается в глаза", когда мы открываем книгу
стихов? - Конечно, вид и
расположение строк: двустишия или четверостишия, длинные строки или короткие,
"лесенка" (как у В. Маяковского) или что-то совсем необычное... Еще
в XVII веке Симеон Полоцкий - один
из зачинателей русской поэзии и драматургии
- писал стихи в форме креста, в "Алисе в Стране Чудес" вы,
может быть, обратили внимание на стихи "Про хвост" в виде мышиного
хвоста... Зрительная форма стиха -
не фокус, а еще одна возможность передать, прояснить нужный поэту смысл.
Прочитайте
стихотворение поэта XIX века А. Апухтина.
Проложен жизни путь бесплодными степями,
И глушь, и мрак... ни хаты, ни куста...
Спит сердце; скованы цепями
И разум, и уста,
И даль пред нами
Пуста.
И вдруг покажется не так тяжка дорога,
Захочется и петь, и мыслить вновь,
На небе звезд горит так много,
Так бурно льется кровь...
Мечты, тревога.
Любовь!
О, где же те мечты? Где радости, печали,
Светившие нам ярко столько лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет...
И те пропали...
Их нет.
Как
вы думаете, для чего поэту потребовалась такая необычная, сразу бросающаяся в
глаза форма расположения строчек? Как бы вы назвали эту фигуру? Напоминает ли
она вам что-нибудь? Влияет ли форма стихотворения на его смысл?
Ответ
Можно предположить, что А.Н. Апухтин расположил строчки
своего стихотворения конусом для
того, чтобы эта форма напомнила читателю воронку, в которую наливают много, а
выходит мало, или песочные часы, через узкое отверстие которых сыплется не
песок, а само Время...
В тексте эти смыслы выражены очень слабо: словами пуста (даль), пропали (мечты), их нет.
Согласитесь, что слова эти - очень
общие, то есть "никакие", читатель может и не воспринять всей их
важности для понимания смысла стихотворения. Поэт, очевидно, и сам это чувствует - и помогает читателю, создавая
зрительный образ воронки или песочных часов.
Наши объяснения -
не окончательная и не единственно возможная трактовка этого стихотворения. Вы
можете предложить свою, поспорив с нами или уточнив наши наблюдения. Но в любом
случае: заметьте, как важно для понимания смысла уметь "читать" форму.
Увидеть, услышать
Вам уже хорошо известно, что писатель всегда рассчитывает
на сотворчество своего читателя. Причем сотворчество, то есть совместное
творчество, бывает разных видов. Иногда писатель оставляет как бы "пустые
места" в смысле текста (они, как мы уже говорили, называются
"скважинами"), а читатель должен их восстановить, то есть подумать,
что-то вспомнить... Иногда автор строит текст так, чтобы читатель мог дать
полную волю своим собственным ассоциациям... Иногда - наоборот: для понимания смысла текста нужно как можно четче
разобраться в "нотах" авторской партитуры и "сыграть"
строго по ним...
Есть еще одна разновидность "сотрудничества"
писателя и читателя, их сотворчества: поэт предлагает нам увидеть стихотворение
как картину, в буквальном смысле этого слова. А. Фет, например, даже
подсказывает (не только героине, но и читателю), куда им смотреть:
Какая холодная
осень!
Надень свою шаль и
капот:
Смотри: из-за
дремлющих сосен
Как будто пожар
восстает.
Стихотворения (или отдельные строфы) такого типа нельзя
читать быстро. Каждый образ должен появиться "на мысленном экране", а
все стихотворение - как бы
превратиться в фильм...
Попробуйте проделать такой эксперимент. Одно и то же
стихотворение прочтите перед достаточно большой аудиторией, в первом случае - представляя
все, что вы читаете, в виде наглядных картин, а в другой раз - просто читая "с
выражением". Посмотрите, когда вас будут внимательнее слушать.
Зрительное восприятие
текста при чтении - не
единственная возможность понять произведение. Можно подключать не только
зрение, но и другие органы чувств. Приведем пример.
В прозе О. Мандельштама Армения выглядит так: кротовое поле, как будто с издевательской
целью засеянное каменными зубьями, ... красная пыль Араратской долины.
Увидели картинку? Теперь читайте дальше: ...кругом
глазам не хватает соли. Ищешь формы и краски, и все это опресноки... Как
это понимать? Опресноки -
очевидно, это слово связано со смыслом "пресный". Пресный - это вкусовые
ощущения, это как раз и значит "не хватает соли". Но почему глазам?
Надежда Мандельштам, жена поэта, комментируя эти строчки,
объясняет: "Любопытно, что речь идет о зрительных ощущениях, а соли
приписана та роль, которую она играет во вкусовых". И дальше: "Это не
перенос ощущений, а скорее нечто вроде синтеза. Вероятно, и в стихах и в прозе
можно обнаружить, как одно из чувств вызывает к действию остальные.
Настороженность внутреннего слуха пробуждает осязание, зрительные ощущения
пробуждают обоняние... Весь чувственный аппарат отвечает на любое раздражение
совместным откликом".
Уверяем вас, что читателю - ничуть не меньше, чем поэту! - требуется такой "совместный отклик" всех чувств. |