Встречаются, хотя и редко, произведения, целиком построенные
на эпитетах-определениях. Таково стихотворение поэта Серебряного века Николая
Минского "Волна". Попробуйте, читая его, представить себе целостный
образ волны (то есть какая же она все-таки в конечном итоге?), а потом
подумайте, о волне ли это стихотворение. Может быть, под волной здесь
подразумевается что-то иное?
Волна
Нежно-бесстрастная,
Нежно-холодная,
Вечно подвластная,
Вечно свободная.
К берегу льнущая,
Томно-ревнивая,
В море бегущая,
Вольнолюбивая.
В бездне рожденная,
Смертью грозящая,
В небо влюбленная,
Тайной манящая.
Лживая, ясная,
Звучно-печальная,
Чуждо-прекрасная,
Близкая, дальняя...
1896
Ответ
Ответить, какая волна, будет просто: разная. Названо
очень много ее "свойств", качеств, и чуть ли не каждое имеет антоним.
Здесь есть всё: бесстрастие и влюбленность, бездна и небо, ложь и прекрасная
тайна... А вот о чем это стихотворение, мы не знаем. О женщине? О душе? О
жизни? Каждый читатель волен приложить эти стихи к любому явлению, которое он
считает сложным и разнообразным в своих проявлениях.
- Так ли уж
"к любому"? - возможно,
спросите вы. Мы думаем, здесь нет преувеличения. Например, у А. Пушкина
читаем:
Ты, бывало, мне внимала,
За мечтой моей бежала,
Как послушное
дитя;
То, свободна и ревнива,
Своенравна и
ревнива,
С нею спорила
шутя.
Заметили как послушное
дитя, с одной стороны, и своенравна —
с другой? Но кто же эта Ты? Оказывается - Рифма,
звучная подруга...!
Или вот у Ф. Тютчева есть стихи, сопоставляющие морские волны и человеческую мысль, - и поэт даже вынес
это сравнение в заглавие. Прочтите эти стихи и тогда сами решите, можно ли под волной в стихотворении Н. Минского
подразумевать мысль.
Волна и дума
Дума за думой,
волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь - в
заключении, там - на просторе, -
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.
ИРОНИЯ
Что такое ирония, вы хорошо знаете. Вы наверняка - и не один раз - встречались с этим тропом, с этим приемом художественной
выразительности в своей реальной жизни, а не только в художественных текстах.
Например, когда взрослые, вместо того чтобы вас ругать, говорят:
Ну, умница! Ну,
молодец! - и при этом иронически улыбаются.
Ирония всегда связана с двойным смыслом. При этом прямой
смысл слова или фразы как бы "остается в словаре", а в речи ему
придается смысл прямо противоположный. Без контекста это понять и
почувствовать сложно, но в живой речи (а в художественном тексте - в описании ситуации) проблем обычно
не возникает. Ирония узнается по особой, сопровождающей ее, иронической
интонации.
Герой повести М. Булгакова "Собачье сердце"
Шариков - еще не вполне человек,
"недочеловек", многие смыслы ему недоступны, но иронию в речи
профессора Филиппа Филипповича он почувствовал, услышал сразу.
Филипп
Филиппович умолк, глаза ушли в сторону. "Надо все-таки сдерживать
себя". - подумал он. Подойдя к буфету, он одним духом выпил стакан воды.
- Отлично-с, - поспокойнее заговорил он, - дело не в словах. Итак, что
говорит этот ваш прелестный домком?
- Что ему говорить? Да вы напрасно его прелестным ругаете. Он интересы
защищает.
Шариков сразу понял, что прелестный в этом контексте имеет "ругательный" смысл...
В ироническом контексте слово или высказывание всегда будет иметь значение,
противоположное его прямому значению в языке.
Ирония чрезвычайно многолика. Ироническим отношением
может быть окрашено все: от отдельного слова до целого текста. Тогда этот текст
будет называться пародией.
Какое практическое значение имеет то, что вы теперь теоретически знакомы
с иронией? Очень большое. А вдруг слова, которые вы читаете в художественном
тексте, нужно понимать не в прямом смысле, а в ироническом, то есть наоборот? Будьте внимательны. Подсказку
ищите в контексте. В наших заданиях вы познакомитесь с иронией на примере конкретных текстов. |