АВАНГАРДИЗМ (от франц, avant-garde
— передовой отряд) — термин, которым обозначают так называемые «левые течения»
в искусстве и литературе, возникшие (главным образом на Западе) во втором
десятилетии XX века и проявившиеся преимущественно в поэзии и драматургии. А.
отразил стихийный бунт поэтов против современного им буржуазного уклада. Ясной
политической программы у представителей А. не было. Они бунтовали против
«сытых», против контрастов города, против несправедливой войны, развязанной
империалистами в 1914 году. Они считали устарелыми привычные формы литературы и
искусства, в том числе и строгие нормы стихосложения (даже синтаксиса),
выступали против реализма, который казался им недостаточным
...
Читать дальше »
|
АВТОРИЗАЦИЯ — одобрение
автором какой-либо копии своего произведения (списка, печатного издания) или
перевода его на другой язык, произведенного каким-либо лицом. В текстологии А.
служит важнейшим критерием ценности источников текста.
Свидетельством А. служат
прямые заявления об этом писателя или его собственноручные пометы (напр.,
надпись А. С. Грибоедова на так называемом Булгаринском списке «Горя от ума»,
1828 г.), участие автора в подготовке издания (например, чтение корректур) или
общее одобрение текста, выраженное в письме, высказан
...
Читать дальше »
|
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ —
тип научного издания сочинений писателя. Оно подготавливается, как правило, специальными
институтами Академии наук: Институтом мировой литературы им. М. Горького в
Москве, Институтом русской литературы (Пушкинским домом) в Ленинграде. Текст писателя
выверяется по всем доступным источникам: рукописям, авторским корректурам,
авторизованным печатным изданиям. Вслед за основным текстом произведений
приводится по возможности полный свод других редакций (см.) и вариантов (см,).
Важную часть академического издания составляет научный комментарий, обобщающий
результаты исследования текстов, дающий обоснование принятых решений. Другие
элементы научно-справочного аппарата (указатели
...
Читать дальше »
|
АКМЕИЗМ — литературное
течение в русской поэзии второго десятилетия XX века. А. выделился из символизма
(см.), подвергнув критике туманность и зыбкость символистского языка и образа.
А. проповедовал ясный,
свежий и «простой» поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы
предметы, а не обращались, как в символизме, к «таинственным мирам». Название
А. шло от греческого «акте» — «острие, высшая точка», что указывало на
стремление А. к особо точному образу. К А. принадлежали или примыкали С.
Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А.
...
Читать дальше »
|
АКРОСТИХ (от греч. akros —
крайний, stichos — стих) — стихотворение, в котором начальные буквы каждой
строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего — имя. А.
известен еще в VI веке до н. э. у древних греков. Такого рода построение может
встречаться и в прозе, А. встречается редко и художественного значения, как
правило, не имеет, В древней письменности, когда в произведении имя автора не указывалось,
А. часто употреблялся в конце текста, скрыто обозначая имя автора произведения.
Вот начало А. «Валерию Брюсову», написанного русским поэтом XX века М. А.
Кузминым (1875—1936):
...
Читать дальше »
|
АКТ (от лат. actus —
поступок), или действие,— часть пьесы или спектакля, в которой обозначается
важный момент в развитии сценического действия. Строгое деление на А. ввели
французские классицисты XVII века, которые придерживались пятиактного
членения.
Драматургия XIX века
использовала разное число А. (например, «Ревизор», «Гроза» — пятиактные пьесы;
«Маскарад», «Вишневый сад» — четырехактные; «Женитьба» Н. Гоголя — двухактная и
т. д.).
...
Читать дальше »
|
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ — 1)
во французской поэзии — силлабический стих в 12 слогов с цезурой после шестого
слога;
2) в русской поэзии —
шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы. Рифмовка парная.
Пример:
Надменный вре
...
Читать дальше »
|
АЛЛЕГОРИЯ (от греч. alios —
иной и agoreuo — говорю) — изображение отвлеченного понятия или явления через
конкретный образ (сердце — А. любви; две скрещенные пушки — А. артиллерии и т.
д.).
Так, в баснях под видом
животных аллегорически изображаются определенные лица или социальные явления.
Многие аллегорические образы пришли из мифологии, например: образ богини Фемиды — А. правосудия.
|
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. al —
к, при, litera — буква) — повторение в стихотворной речи (реже — в прозе)
одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи (см.). А. выделяет
отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными:
Город грабил,
греб,
...
Читать дальше »
|
АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio —
намек) — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы,
цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный, бытовой или
общественно-политический: «Такого отечества такой дым разве уж настолько
приятен?» (В. В. Маяковский. Хорошо!). Строка перекликается с репликой Чацкого
(А. С. Грибоедов. Горе от ума): «И дым отечества нам сладок и приятен», в свою
очередь восходящую к строке Г. Р. Державина из стихотворения «Арфа»:
Мила нам добра весть о
нашей стороне;
...
Читать дальше »
|
АМФИБРАХИЙ (от греч. amphibrachys
— с двух сторон краткий) — трехсложный
размер, где ударения
падают преимущественно на 2, 5,
8, 11 и т. д. слоги. Схема А.
В XVIII веке употреблялся
крайне редко. В широкую практику введен В. Жуковским. К нему обращались В. Кюхельбекер,
М. Лермонтов, В. Бенедиктов, А. Фет, А. К. Толстой и
...
Читать дальше »
|
АНАКРЕОНТИЗМ — характер
художественных произведений, близких по мироощущению лирике древнегреческого
поэта Анакреонта (ок. 570—478 гг. до н. э.). Радостно-спокойное, светлое
мировосприятие его поэзии не имеет, однако, ничего общего с беспечной легкостью
и нарочитой бездумностью литературы упадка. Излюбленные темы Анакреонта —
радость бытия, любовь, вино.
В древности песни его
пользовались популярностью. От всего лирического наследия поэта (не менее пяти
книг) дошли лишь незначительные отрывки. А. оказал влияние на развитие
европейской
...
Читать дальше »
|
АНАКРУЗА (от греч. anacrousis
— отталкивание) — безударные слоги в стихотворном размере, предшествующие
первому ударному. А. у хорея и дактиля — нулевая, потому что строка начинается
сразу с ударного слога. В ямбе и амфибрахии А. односложная, в анапесте —
двусложная.
Встречаются стихи с
вариациями А. (с переменной А.).
Зачем я не птица, не ворон
степной,
...
Читать дальше »
|
АНАПЕСТ (от греч. anapaistos
— отраженный назад) — трехсложный размер, где ударения падают преимущественно
на 8, 6, 9, 12 и т. д. слоги. Схема А.
В XVIII веке встречался
крайне редко, например в духовной оде А. Сумарокова «Правосудное небо,
воззри»..». Наиболее характерен для второй половины XIX века (Н. Некрасов, А.
Фет). Самая популярная форма — трехстопный А. Значительно реже встречается
четырехстопный:
...
Читать дальше »
|
АНАФОРА (от греч. anaphora
— вынесение вверх) — повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной
строки или прозаической фразы.
А. довольно часто
встречается в стихотворениях Ф. Тютчева, например:
Как ни гнетет рука
судьбины,
...
Читать дальше »
|
АНАХРОНИЗМ (от греч. ana —
вверх, против; chronos — время) — разного рода неточности (бытовые,
культурно-исторические, временные и т. д.) — в художественном произведении
при изображении прошлого, неосознанное или сознательное привнесение в него
признаков более позднего времени. А., например, встречаются в драмах Шекспира:
в «Юлии Цезаре» упоминается бой башенных часов, которых не было в Древнем Риме.
Различают нейтральные и необходимые А. Приведенные выше относятся к
нейтральным, и в произведении они чаще всего появляются случайно из-за
безразличного отношения автора к фактической точности.
...
Читать дальше »
|
АНОНИМ (от греч. anonymos —
безымянный) — лицо, выступившее в печати (или рукописи) без указания своего
имени или своего псевдонима (см.).
В древности, как правило,
литература была анонимной. В России понятие об авторстве и авторской
собственности развилось только в XVIII и XIX веках. Однако и в это время по
различным политическим или личным причинам многие литературно-художественные,
публицистические и литературно-критические сочинения появлялись в печати
анонимно. Так, А. Пушкин напечатал некоторые произведения находившегося в креп
...
Читать дальше »
|
АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ —
стихосложение древнегреческой и древнеримской поэзии. Разновидность
«метрического» стихосложения, основанного на чередовании долгих и кратких
слогов (а не ударных и безударных, как в силлабо-тоническом), причем считается,
что при обычном произношении долгий слог равен по продолжительности двум кратким.
Рифма в А, с. не употреблялась. В русских переводах «размерами подлинника»
принято передавать ритмически сильные долгие слоги — ударными, а остальные —
безударными.
Примеры:
...
Читать дальше »
|
АНТИТЕЗА (от греч. antithesis
— противоречие, противоположение) — противопоставление. Говоря о несходстве
Онегина и Ленского, А. Пушкин прибегает к резкой А.:
Они сошлись: волна и
камень,
Стихи и проза, лед и
пламень
Не
...
Читать дальше »
|
АНТОЛОГИЯ (от греч. anthologia
— цветник) — сборник отдельных произведений, первоначально небольших
стихотворений, в основном эпиграмм, принадлежащих разным авторам. Первая из А.
была составлена в Древней Греции в I веке до н, э. А. широко распространена в
литературах Востока, в древнерусской представлена «Изборниками», в русской
литературе XVIII— начале XIX века — сборниками и альманахами.
До середины XIX века в
России А. назывались сборники в основном античной поэзии и антологическими —
стихотворения, переведенные на русский с латинск
...
Читать дальше »
|
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos
— человек и morphe — вид, форма)— один из видов олицетворения (см.), когда
изображаемый предмет уподобляется человеку либо наделен некоторыми
человеческими качествами. («Все мое»,— сказало злато; «Все мое»,— сказал булат.
«Все куплю»,— сказало злато. «Все возьму», — сказал булат. — А. Пушкин. Золото
и булат.) Например:
Ночевала тучка золотая
На
...
Читать дальше »
|
АРХАИЗМ (от греч. archaios
— древний)— устаревшее слово или оборот речи. А. бывает лексический (слово
устарело само по себе): «Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря
белеет иногда» (А. Пушкин. Деревня) и семантический (устарело смысловое
значение слова): «Угас, как светоч, дивный гений» (М. Лермонтов. Смерть
Поэта). Писатели используют А. как средство художественной выразительности для
воссоздания исторического колорита, речи героев (исторические пьесы А.
Островского, «Борис Годунов» А. Пушкина, «Сорочинская ярмарка» Н. Гоголя); для
придания произведению возвышенного характера:
...
Читать дальше »
|
АССОНАНС (от лат. assonare
— звучать в лад) — повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков,
один из видов звукописи (см.).
Например:
Взложу на тетеву тугую,
Послушный лук согну в
дугу,
...
Читать дальше »
|
АФОРИЗМ (от греч. aphorismos
— определение) — «крылатые слова», изречения, выражающие с предельной
краткостью какую-либо значительную, глубокую мысль в оригинальной,
художественно заостренной запоминающейся форме, некое неожиданное суждение, характеристику
(«Краткость — сестра таланта»). Афористичны по своей сущности пословицы и поговорки,
заключающие в себе вековую народную мудрость, однако, в отличие от них,
афоризм, как правило, имеет авторство («Человек — это звучит гордо».— М.
Горький).
Нередко афоризмами
становятся цитаты из худ
...
Читать дальше »
|
БАЛЛАДА (от итал. bailare — плясать) — хоровая
песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее — небольшое сюжетное
стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычайный случай;
многие В. связаны с историческими событиями или преданиями (Б. о Робин Гуде,
«Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина), с фантастическими, таинственными происшествиями
(«Светлана », «Людмила » В. Жуковского); в советской поэзии Б. рассказывали о
мужестве и героизме советского человека. Таковы баллад
...
Читать дальше »
|
БАРД (от ирландск. bard) —
певец-лирик кельтских народов (ирландцев, валлийцев, шотландцев, пиктов),
воспевавший подвиги своего короля и его дружины. С XVIII века Б.—» то же, что и
поэт.
Ты был мне все, о бард
чудесный,
В мучительный, тяжелый час…
...
Читать дальше »
|
БАРОККО (от португ. perrola
barroca — жемчужина неправильной формы; в переносном значении — «странный»,
«причудливый», «неправильный») — одно из основных — наряду с классицизмом —
художественных направлений в искусстве и литературе конца XVI — первой
половины XVIII века, для которого характерны трагическое восприятие жизни,
исключительно высокая эмоциональность (экспрессивность), сочетание в одном
произведении контрастных жизненных явлений, пышность и грандиозность.
Стиль Б. главным образом
проявился в архитектуре и изобразительном ис
...
Читать дальше »
|
БАСНЯ
— краткий рассказ, более всего в стихах, главным образом сатирического
характера. Цель Б.— осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной
жизни. В иносказательном сюжете Б. действующими лицами чаще являются условные
басенные звери.
Возникновение
Б. связывают с легендарным древнегреческим баснописцем Эзопом; его Б. написаны
в прозе. Большой популярностью пользовались Б. французского поэта XVII века
Лафонтена. В России XVIII века к басенному жанру охотно обращались В.
Тредиаковский, А. Кантемир, М. Ломоносов, А. Сумароков и мн. др., но наибольшим
мастерством отлич
...
Читать дальше »
|
БЕЛЫЙ СТИХ —
нерифмованный, книжный (в отличие от фольклорного, тоже, как правило, не
имеющего рифмы) стих. Название произошло от того, что его окончания, где обычно
помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными
(«белыми»). Б. с. широко использовали в русской поэзии поэты XVIII века (В.
Тредиаковский, А. Сумароков, А. Радищев, Н. Карамзин и др.). А. Пушкин ввел Б.
с. в драматургию («Борис Годунов», маленькие трагедии). В. Жуковский применил
его в балладах («Ночной смотр»), Н. Некрасов — в поэме «Кому на Руси жить
хорошо».
...
Читать дальше »
|
БИБЛИОГРАФИЯ (от греч. biblion
— книга и grapho — пишу) — вид научно-практической деятельности, результатом
которой являются справочно-библиографические пособия различного назначения. В
более широком смысле библиографией называют: 1) указатели литературы по
какому-либо вопросу или произведений какого-либо автора, 2) науку, разрабатывающую
теорию и методику библиографической деятельности (библиографоведение), 3)
отдел в журнале или газете, где помещаются отзывы об изданных книгах и
опубликованных произведениях.
Первостепенное значение
...
Читать дальше »
|
БИОГРАФИЯ — история жизни
человека. В литературоведении изучаются Б. писателей. Личный жизненный опыт
художника, социально-бытовые условия его жизни, переживания, выпавшие на его
долю, отражаются в художественном творчестве. Знание биографии помогает
понимать, как в процессе творчества перерабатываются впечатления личной жизни,
а следовательно, приоткрывает тайны творческой лаборатории художника. Кроме
того, жизненный пример писателя или отдельные черты его характера, поведения
могут иметь воспитательное значение.
В XIX веке получил бол
...
Читать дальше »
|
БУКОЛИКА (от греч. bucolos
— пастух) — особое художественное видение мира, находящее отражение в поэтическом
творчестве. Оформилась в Древней Греции в поэзии Феокрита (III век до н. э.) и
его последователей. Художественной основой Б. послужил фольклор сицилийских
пастухов о полумифическом пастухе Дафнисе, его любви и смерти. Б.
воспроизводила повседневную жизнь небогатых простолюдинов: рыбаков,
земледельцев, пастухов,— естественность их отношений, желаний и чувств,
близость к природе. Уже в первых произведениях Б. наблюдается элемент
условности и стилизации. Социальные противоречия, бурная событиями эпоха по
большей части остаются в стороне, во всяком случае, не становятся содержанием
Б. (см. эк
...
Читать дальше »
|
БУРЛЕСКА, или бурлеск
(франц. burlesque, итал. burlesco, от burla — шутка) — жанр комической
пародийной поэзии, в которой возвышенная тема обычно излагается в нарочито
юмористической форме, или «низкая» тема воплощается с помощью «высокого штиля».
Известный украинский поэт И. П. Котляревский, использовав сюжет поэмы «Энеида»
римского поэта Вергилия, написанной высоким стилем, создал свою знаменитую
одноименную пародийную поэму. Вот ее начало:
Эней был парубок бедовый
...
Читать дальше »
|
БУФФОНАДА (от итал. buffonata,
букв.— шутовство, паясничанье) — художественное произведение, для которого
характерно резкое преувеличение внешних признаков действующего лица, грубый
комизм, являющийся средством раскрытия сущности характера или создавшейся
ситуации. Б. использовалась в античном и средневековом театре и в более позднюю
эпоху.
Б. часто можно встретить в
классической мировой литературе, например в «Виндзорских насмешницах» В.
Шекспира (акт 3, сцена 3). Боясь скандала, который поднимет мистер Форд, если
найдет в своем доме Ф
...
Читать дальше »
|
БЫЛИНА — жанр русского
фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических
событиях Древней Руси (IX—XIII века). Как повествовательному произведению, Б.
присущ особенный песенно-эпический способ отражения реальности. Изображаемый в
Б. мир — это Древняя Русь (Киев, Новгород, Чернигов и другие русские города),
но реальные образы и картины неотделимы от фантастического вымысла (Добрыня
Никитич побивает огненного змея; Соловей-разбойник сидит на семи дубах и
свистом губит все живое; новгородский гусляр Садко за игру получает богатство
от морского царя и пр.). Фантастические образы и ситуации имеют более древний
характер, они почерпнуты из старинных мифов и сказок, но преобразова
...
Читать дальше »
|
ВАРИАНТ (от лат. varians, variantis
— изменяющийся) — в текстологии (см.) так называют разночтение между разными источниками
одного и того же произведения, вызванное дополнительной авторской работой над
ним. Так, в стихотворении
A. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...» в черновой редакции 4-й строфы вместо «Что в мой жестокий
век...» читается: «Что вслед Радищеву...» («...восславил я свободу» и т. д.).
Это первоначальное чтение является черновым вариантом данного места
стихотво
...
Читать дальше »
|
ВЕДУЩИЙ — персонаж в пьесе
или спектакле, комментирующий от имени автора происходящие на сцене события.
Напр., в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского В. вступает в
доверительный разговор со зрителем. В инсценировке (см.) В. выступает от лица
повествователя, связывая различные эпизоды большого и многопланового эпического
произведения в единое драматическое действие (так, широкую известность
приобрела роль В. в инсценировке «Воскресения» Л. Толстого во МХАТе в
исполнении В. И. Качалова).
Сходные функции В.
выполняет в
...
Читать дальше »
|
ВЕНОК СОНЕТОВ — сложная
строфическая форма стихотворного произведения, состоящая из пятнадцати сонетов
(см. Сонет), Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку
предыдущего; заключительный сонет (его называют магистром) повторяет первую строку
каждого сонета, связывая их воедино.
Таким образом В. с.
составляет двести десять строк, из которых четырнадцать употреблены
троекратно. Из крупных поэтов нашего столетия значителен В» с. у И, Бехера
«Мертвецам Германии второй мировой войны», в советской поэзии В. с.
представлен В. Я.
...
Читать дальше »
|
ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ —
художественные образы, которые, будучи однажды созданы, приобретают настолько
очевидную общечеловеческую значимость, что впоследствии вновь и вновь возникают
в творчестве писателей самых разных эпох. Емкость, содержательность В. о.
настолько значительны, что меняющаяся историческая обстановка позволяет
непрерывно развивать заложенный в В. о. их общий смысл и усиливать те или иные
его оттенки. Такой была судьба в истории искусства одного из наиболее известных
В. о. — дошедшего до современности из древнегреческой мифологии образа титана
Прометея, передавшего людям похищенный у богов огонь и за это прикованного к
скале в горах Кавказа.
...
Читать дальше »
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИТЕРАТУР. Отдельные
национальные литературы, развиваясь самостоятельно, связаны с другими
литературами. Степень прочности этих связей и их широта могут быть различны.
Один из древних образцов
полноценного и широкого В. л. — обмен традициями между греческой и римской
литературами античности. Заимствованные когда-то художественные ценности были
позднее переданы другим народам Европы. Наследие античности составило
художественную базу литературы Возрождения (см.). В свою очередь идеи, темы и
образы итальянского
...
Читать дальше »
|
ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ —
один из видов творческой связи между писателями. В, л. могут связывать
писателей друг с другом внутри отдельных национальных литератур, но они могут
быть и составной частью взаимодействия различных литератур в целом (см. Взаимодействие
литератур).
В. л. может проявляться
по-разному. Одни писатели «берут» у других сюжеты и образы. Например, образы
Ромео и Джульетты и основу сюжета своей драмы Шекспир заимствовал у известного
итальянского писателя XVI века Маттео Банделло. В подобных случаях говорят о
литературном за
...
Читать дальше »
|
ВНУТРЕННЯЯ РИФМА. В
большинстве случаев рифмуются окончания стихотворных строк. Но могут
рифмоваться и слова, стоящие в середине стиха — в различных комбинациях.
Той, чей голос — звон свирели,
нить свивая из кудели,
Песнь сложил я, Руставели,
умирая от любви.
...
Читать дальше »
|
ВОДЕВИЛЬ (от франц. vaudeville)
— вид комедии (см.) — легкая развлекательная пьеса бытового содержания,
основанная на занимательной интриге (см.) и сочетающая остроумный диалог (см.)
с музыкой и танцами, веселыми песенками-куплетами. В, занял важное место в
театральном репертуаре Европы XIX века. В. являлся также школой актерского
мастерства, так как требовал от исполнителей живости ведения диалога, быстрого
перевоплощения, изобретательности и сценического изящества.
В России В. развивался с
начала XIX века (А. А. Шаховской), а расцвет
...
Читать дальше »
|
ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭПОХА, или
эпоха Ренессанса,— переломная в истории европейской и мировой культуры эпоха,
отмеченная бурным расцветом изобразительного искусства и литературы XV—XVI веков
(в Италии — с XIV века). Рост городов, формирование в них ремесленного и
торгового сословия, многочисленные путешествия и связанные с ними географические
открытия — все это расширяло кругозор человека и подрывало авторитет
средневековой идеологии, утверждавшейся феодалами и церковью. Церковь
насаждала страх перед богом, учила покорности и смирению, внушала мысль о беспомощности
и ничтожестве человека. Церковники стремились вытравить из памяти народов
великие достижения греческой и римской древности, объявляя ее памятн
...
Читать дальше »
|
ВОЛЬНЫЙ СТИХ —
силлабо-тонический стих, состоящий из строк различной длины. В отличие от свободного
стиха (см.), строки здесь разностопны, но одной метрической формы — чаще всего
это вольный ямб, хотя встречается и вольный хорей, и вольные трехсложные
размеры. Известен в русской поэзии с XVIII века (М. Ломоносов. «Свинья в лисьей
коже»), исторически слился с жанром басни, почему его иногда и именуют
«басенным стихом». Однако В. с. широко употреблялся и в драматургии («Горе от
ума» А. Грибоедова, «Маскарад» М. Лермонтова), в поэмах («Душенька» Богдановича),
в лирической поэзии (П. Вяземский, А. Пушкин, В. Жуковский, М. Лермонтов, Ф.
Тютчев и мн. др.).
|
ВРЕМЯ В ЛИТЕРАТУРЕ. Литература
(как и музыка) принадлежит, согласно разделению искусств, которое предложил немецкий
просветитель и теоретик искусств XVIII века Г. Э. Лессинг, к так называемым
«временным» искусствам (произведения литературы длятся во времени, их
невозможно воспринять сразу, нужно время, чтобы прочесть даже короткий рассказ)
в отличие от «пространственных» искусств — живописи, скульптуры, архитектуры,
произведения которых могут быть восприняты сразу, в целом.
Время, наряду
...
Читать дальше »
|
ВУЛЬГАРИЗМЫ (от лат. vulgaris
— грубый, простой) — грубое, иногда неправильное слово или выражение,
используемое писателем для усиления выражаемой мысли, более эмоциональной
характеристики персонажей. Например:
К любым
чертям с матерями
...
Читать дальше »
|
ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ —
одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью
писателя представить, вообразить то, что могло бы быть в действительности.
Изображая судьбы людей, характерное для них, типическое, писатель не всегда
встречает в самой жизни человека, воплощающего черты времени, или находит
ситуацию, в которой может проявиться характер его героя. На основе своего
знания жизни писатель может представить себе такого человека или вообразить
такие обстоятельства, в которых герой мог бы оказаться. Рисуя в «Повести о
настоящем человеке» реального участника Великой Отечественной войны, мужественного
человека, Б. Полевой должен был, однако, представить себе отде
...
Читать дальше »
|
ГАЛЛИЦИЗМ (от лат. gallicus
— галльский) — слово или оборот, заимствованные в XVIII веке из французского
языка: из общественно-политической лексики («комиссар»), из военной («кавалерия»),
из единой системы мер («метр»), из области торговли, промышленности,
производства («кредит», «фабрика», «драп»), из области искусства («актер»), из
бытовой лексики («этаж», «визит»).
Со временем Г. усваивался
языком и входил в обиход (район, сувенир). Многие писатели (А. П. Сумароков,
Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, И. П. Мятлев) высмеив
...
Читать дальше »
|
ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole
— преувеличение) — средство художественного изображения, основанное на
преувеличении. Г. прошла большой и сложный путь развития — от фольклорных
произведений многих народов до произведений, где созданы развернутые, гиперболические
образы («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Путешествия Гулливера» Д. Свифта,
«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «150 000 000» В.
Маяковского). Часто Г. встречается в пословицах, поговорках и в изречениях
(например, «море по колено», «слезы текут ручьем»). Или:
И че
...
Читать дальше »
|
ГРОТЕСК (от франц. grotesque,
от итал. grotesko) — в литературе и искусстве одна из разновидностей комического
(см.), сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и
возвышенное. Как форма комического Г. отличается от юмора, иронии, сатиры тем,
что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего; как правило,
образы Г. несут в себе трагический смысл.
Термин «Г.» получил
распространение в XV—XVI веках, когда при раскопках древнеримских подземных
помещений (гротов) были обнаружены настенные росписи с причудл
...
Читать дальше »
|
ДАКТИЛЬ (от греч. daktylos
— палец) — трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1, 4,
7,10 и т. д. слоги.
В XVIII веке встречается у
А. Сумарокова, Г. Державина, А. Радищева, Н. Карамзина. Поэты пушкинской поры
предпочитали ему амфибрахий, но позднее А. Майков, Л. Мей, Н. Некрасов, А.
Фет, Н. Щербина восстановили его популярность. Первоначально наиболее
продуктивной была двустопная форма:
...
Читать дальше »
|
ДВУСТИШИЕ — простейшая, и
наименьшая форма сочетания стихотворных строк; в рифмованных стихах Д. — две
строки, связанные смежной рифмой. Д. может представлять собой законченное
самостоятельное произведение (см. Дистих).
Д. могут быть написаны
большие произведения, кроме того, Д. может служить составной частью более
крупной строфы, например блестящее завершающее Д. в октаве и в онегинской
строфе:
...
Читать дальше »
|
ДЕЙСТВИЕ.— 1. Акт (см.) в
драме. 2. Поступки персонажей. 3. Система событий в произведении. В последнем
случае Д. близко по значению к сюжету (см.), но не исчерпывает его, так как
сюжет наряду с системой событий включает в себя и характеры действующих лиц. Иначе
говоря, Д. определяет внешнюю (наиболее конкретную^ «материальную») сторону
сюжета: его организацию через последовательное течение событий: от завязки (см.),
которой чаще всего предшествует экспозиция (см.), через развитие Д. и кульминацию
(см.), к развязке (см.), последнюю может завершать эпилог (см.).
...
Читать дальше »
|
ДЕКАДАНС (от франц. decadence
— упадок) — упадочные явления (т. е. настроения пассивности и безнадежности) в
философии, искусстве и литературе конца XIX — начала XX века в Западной
Европе, затронувшие также и русскую культуру этого времени. Сам термин возник
во Франции в 80-х годах XIX века, тогда же и возникло понятие «конец века». Оно
означало не просто «конец XIX века», а конец надежд, утрату идеалов.
В XIX веке на Западе
долгое время были живы идеалы, провозглашенные Французской революцией,—
свободы, равенства, братства. Они были
...
Читать дальше »
|
ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ —
одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить
изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой
индивидуальности. Д. х. может воспроизводить черты внешности, одежды,
обстановки, переживания или поступка.
Например, Марк Твен в
«Приключениях Тома Сойера» рассказывает, как перед дракой Том «пальцем босой
ноги провел в пыли черту перед мальчиком, одетым в башмаки даже в будничный
день». Эти Д. х. дают возможность наглядно представить картину начинающейся
драки, кроме т
...
Читать дальше »
|
ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от
лат. detectio — раскрытие, от англ. detect — открывать, обнаруживать; detective
— сыщик) — вид художественной литературы, в которой усложненный сюжет обычно
построен или на логическом раскрытии загадочного преступления, или на детальном
выяснении таинственных и странных обстоятельств, связанных с судьбами героев.
Конфликт строится на борьбе разума и справедливости с силами зла и насилия.
Родоначальником Д. л. считается американский романтик Э. А. По. Классическими
образцами Д. л. являются произведения У. Коллинза, А. Конан-Дойля, А. Кристи,
Ж. Сименона, Б. Райнова и др. Д. л. создается во многих странах с учетом
традиций и национальных особенностей. В жанровом отношени
...
Читать дальше »
|
ДИАЛОГ (от греч. dialogos —
разговор, беседа) — вид устной речи, разговор двух или более лиц. В
литературном произведении Д.— одна из основных форм речевой характеристики
персонажей, наряду с монологом (см.), несобственно прямой речью. Д. особенно
важен в драме, где он является главным средством изображения действия (см.) и
характеров. В эпических произведениях Д. сочетается с авторской речью.
Д. существует и в качестве
особого литературно-публицистического жанра (у Сократа, Платона в
древнегреческой литературе; у некоторых писателей Во
...
Читать дальше »
|
ДИСТИХ (от греч. di —
дважды и stichos — стих) — стихотворение из двух строк.
Распространен в античной
поэзии. В русской поэзии классический Д. — сочетание двух шестиударных строк,
из которых первая — с женским окончанием, вторая — с мужским:
Слышу умолкнувший звук
божественной эллинской речи.
...
Читать дальше »
|
|