ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ —
одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить
изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой
индивидуальности. Д. х. может воспроизводить черты внешности, одежды,
обстановки, переживания или поступка.
Например, Марк Твен в
«Приключениях Тома Сойера» рассказывает, как перед дракой Том «пальцем босой
ноги провел в пыли черту перед мальчиком, одетым в башмаки даже в будничный
день». Эти Д. х. дают возможность наглядно представить картину начинающейся
драки, кроме того, противопоставление босого мальчика мальчику в башмаках
открывает разницу в образе жизни двух семей, так что становится понятно, что
драка вызвана не только озорством Тома. Д х. не только создает картину, но
заставляет читателей задуматься над скрытыми в контексте обобщениями. Например,
в «Судьбе человека» М. Шолохов упоминает, как Ванюша спросил у Соколова, где
его кожаное пальто. По этой Д. х. можно представить прошлое, смутные
воспоминания мальчика об отце, но она же наводит на мысль о том, что
когда-нибудь в будущем Соколову придется рассказать правду...
Д. х. создается творческим
воображением писателя и помогает развитию воображения читателей,
Д. х. не следует путать с
реалиями — теми чертами и фактами действительности, которые присущи окружающей
писателя жизни и потому отражаются в произведении, накладывая на него отпечаток
определенной эпохи. Например, М. Горький рассказывает, как его герой служил «в
людях» — у мелких ремесленников, а Н. Островский изображает Павку, который из
станционного буфета перешел работать на электростанцию. Так в литературе
отразились изменения, происшедшие в России, ее постепенная индустриализация.
В некоторых случаях реалия
может лечь в основу Д. х. Л. Толстой заканчивает второй том «Войны и мира»
описанием кометы 1811 г. не только для того, чтобы придать повествованию
историческую достоверность, но и для того, чтобы передать приподнятое
настроение Пьера после разговора с Наташей. |