ДЕКАДАНС (от франц. decadence
— упадок) — упадочные явления (т. е. настроения пассивности и безнадежности) в
философии, искусстве и литературе конца XIX — начала XX века в Западной
Европе, затронувшие также и русскую культуру этого времени. Сам термин возник
во Франции в 80-х годах XIX века, тогда же и возникло понятие «конец века». Оно
означало не просто «конец XIX века», а конец надежд, утрату идеалов.
В XIX веке на Западе
долгое время были живы идеалы, провозглашенные Французской революцией,—
свободы, равенства, братства. Они были вновь подхвачены в середине века — в 1848
году, когда по ряду стран (Франции, Венгрии, Германии, Австрии, Италии)
прокатилась волна революций.
Однако после поражения
революций 1848 года и утверждения господства буржуазии и особенно с
наступлением эпохи империализма вера в идеалы буржуазной демократии посте пенно
рушилась, а подняться до понимания целей и смысла борьбы пролетариата было дано
лишь немногим.
Настроения Д. и были
отражением разочарования и безверия части интеллигенции, отказа ее от
общественной борьбы. В искусстве и литературе эти настроения находили выражение
в разных формах. Это и проповедь «чистого искусства», «искусства для
искусства», и стремление замкнуться в узком мирке своих душевных переживаний.
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество —
Моя пустынная душа,—
писал К. Бальмонт, с
предельной категоричностью провозглашая идеал человека, свободного от любой
морали, от обязанностей и ответственности перед другими людьми.
Декадентские настроения
захватили писателей разных литературных направлений конца XIX века:
натуралистов, символистов и даже некоторых реалистов. Понятие Д. поэтому не
следует связывать с каким-либо конкретным литературным и художественным
направлением той эпохи. Чаще всего настроения Д. воплощались в
нереалистических направлениях, например в символизме.
Сами декаденты
рассматривали индивидуализм и эстетство как своего рода бунт против
бесчеловечного буржуазного общества, глубоко враждебного человеку, красоте,
искусству. Они провозглашали себя носителями новой морали, нового жизненного
стиля, получившего название «модерн» («современный»), претендуя тем самым на
то, чтобы полно отражать духовные интересы своего времени.
Но эта претензия вызывала
критику со стороны крупнейших писателей-гуманистов. М. Горький, Р. Роллан, Г.
Манн и другие выступили с решительным осуждением декадентской идеологии, против
насаждения ее в литературе и искусстве. Вместе с тем они никогда не
отождествляли больших художников своего времени, так или иначе задетых Д., с
декадентами в полном смысле, брезгливо отвернувшимися от жизни и с холодной
циничностью смакующими мотивы отчаяния, бессилия человека перед жизненным злом.
Так, М. Горький, дав в статье «Поль Верлен и декаденты» (1896) классическую
характеристику упадочного мироощущения, показав, что Д. был захвачен и крупный
французский поэт Верлен, в то же время подчеркивал огромную разницу между ним,
поэтом кристальной честности, одаренным «чуткой, нежной и благородной душой»,
и его последователями, которые легко и цинично отказались от защиты
человеческих ценностей, предпочтя им «чистое искусство». Суждение М. Горького
сохраняет важное значение до настоящего времени. При этом следует помнить, что
декадентское мировосприятие не обязательно предполагает нарочито
затрудненную, нетрадиционную форму. В этом отношении показательна современная,
так называемая «массовая культура» на Западе (гангстерские и порнографические
фильмы, детективы), проникнутая духом оголтелого индивидуализма,
проповедующая самые низменные инстинкты. С Д. конца XIX — начала XX века ее
объединяет недоверие к человеку, откровенный аморализм. В этом смысле она
является наиболее полным выражением декадентской идеологии в настоящее время,
хотя по форме «массовая культура» бесконечно далека от формально-усложненного
«искусства для искусства» той эпохи. Так, многие современные, декадентские по
своей сути, западные фильмы обладают внешним правдоподобием, хотя, конечно, не
являются реалистичными. |