БЫЛИНА — жанр русского
фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических
событиях Древней Руси (IX—XIII века). Как повествовательному произведению, Б.
присущ особенный песенно-эпический способ отражения реальности. Изображаемый в
Б. мир — это Древняя Русь (Киев, Новгород, Чернигов и другие русские города),
но реальные образы и картины неотделимы от фантастического вымысла (Добрыня
Никитич побивает огненного змея; Соловей-разбойник сидит на семи дубах и
свистом губит все живое; новгородский гусляр Садко за игру получает богатство
от морского царя и пр.). Фантастические образы и ситуации имеют более древний
характер, они почерпнуты из старинных мифов и сказок, но преобразованы
применительно к героическим темам Б. как исторических произведений о внутренних
событиях и внешней борьбе Руси за независимость. Б. образуют циклы, т. е.
объединены по темам и героям. Богатыри служат великому киевскому князю
Владимиру. Объединение земель вокруг Киева и служба великому князю оцениваются
как условие могущества Руси.
С этой точки зрения
осуждается всякое отступничество от патриотического долга. Идеальным носителем
народной героической этики является главный богатырь — Илья Муромец,
воин-крестьянин.
Б. первоначально возникали
как произведения разных русских земель (Киевская, Владимиро-Суздальская земли,
Галицко-Волынская Русь и пр.), но с течением времени приметы местного
происхождения стерлись, и теперь они воспринимаются как общерусский
песенно-героический эпос. Б. сохранились для культуры и науки благодаря
сказителям-крестьянам северных русских областей, Урала и Сибири. Среди
сказителей XIX—-XX веков было много истинных художников, перенявших от
предшественников традиции древнего исполнения Б. (Т. Г. Рябинин, И. Т. Рябинин,
Л. Г. Тупицын, М. Д. Кривополенова и мн. др.).
Для поэтики Б. характерны
особые стилистические формулы — так называемые «общие места», повторяющиеся в
разных Б. Действие разворачивается медленно благодаря ретардации (т. е.
замедлению): повторяются эпизоды (так, трижды Садко играет на гуслях и трижды
колеблется вода в Ильмень-озере), отдельные слова, предлоги, стихи («Прямоезжая
дорожка заколодела, Заколодела дорожка, замуравела», «Да у той ли у березы у
покляпыя, Да у той ли речки у Смородины» и др.).
В эпитетах часто содержатся бытовые указания: терема «златоверхие»,
печка «муравлена» (т. е. покрытая зеленой обливной керамикой) и пр.— это
реальные приметы древнего быта. Былинный стих связан с напевом, величавым и
торжественным. Каждый стих содержит в себе приблизительно одно и то же число
ударений (обычно четыре, одно из которых последнее — второстепенное). |