Среда, 11.09.2024, 08:39


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [158]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2012 » Сентябрь » 10 » ВРЕМЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
09:38
ВРЕМЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
ВРЕМЯ В ЛИТЕРАТУРЕ. Литература (как и музыка) принад­лежит, согласно разделению искусств, которое предложил не­мецкий просветитель и теоретик искусств XVIII века Г. Э. Лессинг, к так называемым «временным» искусствам (произве­дения литературы длятся во времени, их невозможно воспри­нять сразу, нужно время, чтобы прочесть даже короткий рас­сказ) в отличие от «пространственных» искусств — живописи, скульптуры, архитектуры, произведения которых могут быть восприняты сразу, в целом.

Время,  наряду  с  пространством  (самые  общие  свойства бытия), изображается словом в процессе раскрытия характе­ров, ситуаций, жизненного пути героя, речи и пр. (изображе­ние времени и пространства М. Бахтин предложил обозна­чить термином «хронотоп»).

Три скачка коня Ильи Муромца («Первый скок скочил — на пятнадцать верст..,» и т. д.) — это и изображение простран­ства (просторов русской земли), и В. в былине. В. измеряет­ся скачками богатырского коня, которые раз от разу стано­вятся все чудесней, победоносно сжимают пространство.

Сказочный элемент в былинном изображении В. не разру­шает реальности мира, в нем — предвидение фантастических возможностей власти человека над природой.

Изображение В. — важная идейно-художественная пробле­ма для писателя и тогда, когда В. не выделено в произве­дении, и тогда, когда автор настойчиво напоминает о В. У А. Пушкина изображение В. естественно, словно бы незаметно, но характеризуется документальной точностью. Многие главы его романа в стихах «Евгений Онегин» начи­наются лирическим изображением перемены в жизни приро­ды: «Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе. На третье в ночь Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна...» (гл. 5); «Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега сбежали...» (гл. 7) и пр.

Известны попытки сблизить В. художественное и В. реаль­ное. Такой попыткой была драма классицизма с ее принципом трех единств, в частности единства В. — одного события, «вме­стившегося в сутки» (Б у а л о); этот принцип определил бурное развертывание действия в драме.

Писатель иногда заставляет В. длиться, растягивает его, чтобы передать определенное психологическое состояние ге­роя (рассказ А. Чехова «Спать хочется»), иногда останав­ливает, выключает сюжетное В. (авторские отступления Л. Тол­стого в «Войне и мире»), иногда заставляет В. двигаться вспять и вперед, в будущее.

Нередко, особенно у романтиков, прошлое, настоящее, бу­дущее противопоставляются друг другу как несовместимые друг с другом. Героическим прошлым писатели «упрекают» безгероическое настоящее («Богатыри, не вы!»—М. Лер­монтов.  Бородино.)

В воплощении В. находит отражение острая борьба между реализмом и представителями тех нереалистических методов, которые создают субъективные концепции В. В этих концеп­циях находит отражение страх перед будущим, неверие в ис­торию. В многотомном романе французского писателя М. Пруста «В поисках утраченного времени» время как бы разруше­но, мир, в котором живет герой, не является реальным миром. Это только «поток сознания» (см.) героя, живущего прошлым.

В реалистических направлениях XX века В. не разрушает­ся, а укрепляется. В. Маяковский изображает разные эпохи как бы протекающими одновременно — для того чтобы утвер­ждать идею бессмертия великого человека. Так, в стихотворе­нии «Юбилейное» А. Пушкин изображен современником В. Маяковского; уничтожение временной и пространственной дистанции, их разделяющей, достигается интонациями их жи­вого дружеского общения. «Александр Сергеевич, / разрешите представиться/. Маяковский» — это обращение живого Мая­ковского к живому же Пушкину предваряет стихотворение, вы­водит все образы в атмосферу единого исторического В., где великое не умирает, вечно живо.

В литературе социалистического реализма движение, бег В., несущий перевороты и сдвиги, осознается в свете перспективы, будущего. В. предстает во всей реальной бесконечности, «космичности» и — впервые — как близкая, подвластная человеку величина.

Движение в большой мир, в будущее, из тьмы к свету, «за­ре навстречу», к социальному обновлению лежит в основе тем, сюжетов, композиций, жанров советской литературы первой половины XX века. Произведения представляют собой образы открытого будущего («А дальше коммуна во весь гори­зонт»...— В. Маяковский), они строятся как «броски в буду­щее» («Мать» М. Горького, поэма А. Блока «Двенадцать», об­разы «огненных лав» ранней советской прозы, «Разгром» А. Фадеева и др.). «Время, вперед!» (название романа В. Ка­таева, созданного в 1930 году, строчка из «Бани» В. Маяков­ского) рисует обобщенный образ В., «толкаемого» усилиями всего коллектива строителей.

В современной советской прозе совершился временной пово­рот художественного целого. Писатель устремился к корням и и истокам народной жизни и жизни человечества, и возникли образы природного, расширенного, единого для всех В. Писа­тель нередко погружает героя в «тот кипящий котел, который люди называют памятью» (В. Распутин), и произведение строится как изображение «дня памяти» («Алеша Бесконвейный» В. Шукшина, «И дольше века длится день» Ч. Айтматова).

Наша эпоха дополнила тот критерий ценности человека, ко­торый был выдвинут горьковской художественной эпохой (труд, человек в труде), новым: «человек трудолюбивой ду­ши»; мерилом личности стал также объем ее памяти, ее «ду­ховная нагрузка», «насколько в ней сконцентрировано ее время» (Ч. Айтматов). Память названа этим писателем «имен­ной песней» человека, она делает его личностью. В современ­ной литературе звучит грозное предупреждение каждому от всех тех «дорог», которые могут отнять у Земли будущее.
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1578 | Добавил: admin | Теги: урок русской литературы в школе, словарь литературоведческих термино, литературный словарик школьника, литературные определения, памятка по литературе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0