ГРОТЕСК (от франц. grotesque,
от итал. grotesko) — в литературе и искусстве одна из разновидностей комического
(см.), сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и
возвышенное. Как форма комического Г. отличается от юмора, иронии, сатиры тем,
что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего; как правило,
образы Г. несут в себе трагический смысл.
Термин «Г.» получил
распространение в XV—XVI веках, когда при раскопках древнеримских подземных
помещений (гротов) были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в
которых широко использовались мотивы из растительной и животной жизни.
Гротовые росписи обычно предназначались для обрамления небольших по размеру (и
более дорогих по исполнению) живописных произведений, по контрасту подчеркивая
их красоту, гармоничность, возвышенный характер. Вместе с тем они как бы
соединяли этот мир идеальной красоты, безупречной героики с неупорядоченной
действительностью, с самыми «низкими» — растительными и животными — ее
формами. Как художественный образ Г. отличается двуплановостью,
контрастностью. Г. всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, сгущение,
намеренная карикатура.
Г. поэтому широко
используется в сатирических целях. Гротескны в своей основе такие
замечательные произведения разных эпох, как «Путешествия Гулливера» Д. Свифта,
«Крошка Цахес» Э. Т. А. Гофмана, «Нос» и «Мертвые души» Н. Гоголя, «История
одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Остров пингвинов» А. Франса, «Баня» и
«Клоп» В. Маяковского. Наглядное представление о природе сатирического Г. дает
щедринская «История одного города». Выразительный Г. в «Истории...» —
собирательный образ города Глупова, населенного сонными и равнодушными
обывателями, всецело погруженными в животное, бездуховное существование. Под
стать глуповцам их градоправители, в особенности Органчик, Угрюм-Бурчеев —
персонажи-авто маты, полностью лишенные человеческих качеств даже в самых
элементарных их проявлениях. Все герои и сюжетные положения в «Истории...»
нелепы, смешны, фантастичны, неправдоподобны и вместе с тем типичны. Они
широко обобщают наиболее мрачные и омертвевшие явления русской общественной жизни
времен самодержавия и крепостничества.
Таким образом, в Г. за
внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное
обобщение важных явлений жизни. |