АНАХРОНИЗМ (от греч. ana —
вверх, против; chronos — время) — разного рода неточности (бытовые,
культурно-исторические, временные и т. д.) — в художественном произведении
при изображении прошлого, неосознанное или сознательное привнесение в него
признаков более позднего времени. А., например, встречаются в драмах Шекспира:
в «Юлии Цезаре» упоминается бой башенных часов, которых не было в Древнем Риме.
Различают нейтральные и необходимые А. Приведенные выше относятся к
нейтральным, и в произведении они чаще всего появляются случайно из-за
безразличного отношения автора к фактической точности.
А. неизбежны в
произведениях, изображающих минувшие исторические эпохи: при описании прошлого
писатель невольно переносит на него черты своего времени. В этом широком
понимании необходимые А., по сути дела, уже связаны с проблемой историзма в
художественном творчестве (см. Историзм в литературе). Показательным примером
такого А. может служить образ Пимена в «Борисе Годунове» Пушкина. В. Белинский
назвал Пимена «прекрасной поэтической ложью» на том основании, что «ни
русскому, но и никакому европейскому отшельнику-летописцу не могли прийти в
голову подобные мысли», т. е. заветные взгляды самого А. Пушкина на бурную
эпоху конца XVI — начала XVII века, которые автор вложил в уста Пимена.
Смелое совмещение разных
временных планов очень часто встречается в современной драматургии (Б. Брехт,
Е. Шварц). А. становится важным стилистическим средством. Таковы, например,
комедии-сказки Е. Шварца («Голый король», «Дракон» и др.). |