ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ —
одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью
писателя представить, вообразить то, что могло бы быть в действительности.
Изображая судьбы людей, характерное для них, типическое, писатель не всегда
встречает в самой жизни человека, воплощающего черты времени, или находит
ситуацию, в которой может проявиться характер его героя. На основе своего
знания жизни писатель может представить себе такого человека или вообразить
такие обстоятельства, в которых герой мог бы оказаться. Рисуя в «Повести о
настоящем человеке» реального участника Великой Отечественной войны, мужественного
человека, Б. Полевой должен был, однако, представить себе отдельные эпизоды во
время скитаний летчика по лесу, «услышать» разговоры его с людьми. Перед нами
не документальное повествование, воспроизводящее день за днем, час за часом то,
что происходило с летчиком Маресьевым, а художественное произведение, в
котором изображается характерное для «настоящего человека» нашей эпохи
(писатель несколько изменил и фамилию своего героя).
Классические образы
мировой литературы — Гамлет, Дон Кихот, отец Горио, Евгения Гранде, Татьяна
Ларина, Евгений Онегин, Анна Каренина — созданы при посредстве В. х. Но в них
воплощены черты человека определенной исторической эпохи, социальной среды,
неповторимого национального склада. Мы воспринимаем этих персонажей, созданных
воображением писателя, как живых людей.
В «Станционном смотрителе»
в судьбе Вырина и его дочери А. Пушкин запечатлел незащищенность прав человека,
характерную для общества с социальным неравенством, трагизм жизни «маленького
человека». В поселке Выра на месте бывшего дорожного тракта недавно открыт
музей «Домик станционного смотрителя», посвященный пушкинским героям — героям
вымышленным, но изображенным великим писателем настолько правдиво, что мы
воспринимаем их как реально живших людей. Рисуя явления жизни, писатель всегда
соотносит их со своими представлениями о ней, как бы дополняя реальное,
улавливая его возможности. Поэтому, даже говоря о том, что действительно было в
жизни, писатель говорит о нем, как о том, что могло бы быть в ней, а не просто
было. В. х. есть необходимая черта художественного изображения жизни. |