ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ —
один из видов творческой связи между писателями. В, л. могут связывать
писателей друг с другом внутри отдельных национальных литератур, но они могут
быть и составной частью взаимодействия различных литератур в целом (см. Взаимодействие
литератур).
В. л. может проявляться
по-разному. Одни писатели «берут» у других сюжеты и образы. Например, образы
Ромео и Джульетты и основу сюжета своей драмы Шекспир заимствовал у известного
итальянского писателя XVI века Маттео Банделло. В подобных случаях говорят о
литературном заимствовании. Менее ясно В. л. сказывается в использовании
писателем уже обрабатывавшихся в литературе мотивов и идей. Глубоко скрытые в
блоковских стихах о России интонации «любви-ненависти» и иногда сатиры идут от
демократической лирики Н. Некрасова и Г. Гейне, Восприятие одним писателем
настроений и идеалов другого — пример наиболее серьезного В. л. Такое В. л.
обусловлено не индивидуальным вкусом, а глубоким духовным родством художников,
близостью общественных позиций. В. л. может быть многостепенно и может
связать друг с другом целый ряд писателей большой эпохи. Так, от французского
просветителя Ж. Ж. Руссо культ свободного, ярко чувствующего, близкого природе
и противостоящего общественным условностям человека перешел прежде всего через
Байрона к М. Лермонтову, а затем — к Л. Толстому.
К неравноценным
художественным результатам приводит и В. л. одного и того же писателя на своих
разных последователей. Так, неравнозначно влияние Байрона, с одной стороны,
на А. Пушкина (смелый, свободный герой, в конечном счете отвергнутый поэтом за
его индивидуализм), а с другой — на ряд романтиков, воспринявших у Байрона
исключительно экзотические мотивы. Сложный характер приобрело влияние на
мировую литературу XX века творчество Ф. Достоевского. У Томаса Манна оно
сказывается как обращение к философскому диалогу, как критика индивидуализма
(«Доктор Фаустус»). В упадочной буржуазной литературе обозначилась склонность
заимствовать у Ф. Достоевского исключительно мотивы зла, хаоса, передающие
безнадежно мрачную и жуткую картину мира.
Наиболее элементарное
проявление В. л. — подражание, эпигонство. |