Пятница, 21.01.2022, 21:14

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА


СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [161]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Статистика

Форма входа


Главная » 2012 » Сентябрь » 10
АВАНГАРДИЗМ (от франц, avant-garde — передовой отряд) — термин, которым обозначают так называемые «левые течения» в искусстве и литературе, возникшие (главным образом на За­паде) во втором десятилетии XX века и проявившиеся преиму­щественно в поэзии и драматургии. А. отразил стихийный бунт поэтов против современного им буржуазного уклада. Ясной по­литической программы у представителей А. не было. Они бун­товали против «сытых», против контрастов города, против не­справедливой войны, развязанной империалистами в 1914 году. Они считали устарелыми привычные формы литературы и искусства, в том числе и строгие нормы стихосложения (даже синтаксиса), выступали против реализма, который казался им недостаточным ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1387 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АВТОРИЗАЦИЯ — одобрение автором какой-либо копии своего произведения (списка, печатного издания) или перевода его на другой язык, произведенного каким-либо лицом. В текстологии А. служит важнейшим критерием ценности источ­ников текста.

Свидетельством А. служат прямые заявления об этом пи­сателя или его собственноручные пометы (напр., надпись А. С. Грибоедова на так называемом Булгаринском списке «Горя от ума», 1828 г.), участие автора в подготовке издания (например, чтение корректур) или общее одобрение текста, выраженное в письме, высказан ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1287 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ — тип научного издания сочинений писателя. Оно подготавливается, как правило, спе­циальными институтами Академии наук: Институтом мировой литературы им. М. Горького в Москве, Институтом русской литературы (Пушкинским домом) в Ленинграде. Текст писателя выверяется по всем доступным источникам: рукопи­сям, авторским корректурам, авторизованным печатным изда­ниям. Вслед за основным текстом произведений приводится по возможности полный свод других редакций (см.) и вариан­тов (см,). Важную часть академического издания составляет научный комментарий, обобщающий результаты исследования текстов, дающий обоснование принятых решений. Другие эле­менты научно-справочного аппарата (указатели ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1429 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АКМЕИЗМ — литературное течение в русской поэзии второго десятилетия XX века. А. выделился из символизма (см.), под­вергнув критике туманность и зыбкость символистского языка и образа.

А. проповедовал ясный, свежий и «простой» поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, а не обращались, как в символизме, к «таинственным мирам». Название А. шло от греческого «акте» — «острие, высшая точка», что указывало на стремление А. к особо точному об­разу. К А. принадлежали или примыкали С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1542 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АКРОСТИХ (от греч. akros — крайний, stichos — стих) — сти­хотворение, в котором начальные буквы каждой строки, чи­таемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего — имя. А. известен еще в VI веке до н. э. у древних греков. Такого рода построение может встречаться и в прозе, А. встречается редко и художественного значения, как правило, не имеет, В древней письменности, когда в произведении имя автора не указывалось, А. часто употреблялся в конце текста, скрыто обозначая имя автора произведения. Вот начало А. «Валерию Брюсову», написанного русским поэтом XX века М. А. Кузминым (1875—1936):

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1898 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АКТ (от лат. actus — поступок), или действие,— часть пьесы или спектакля, в которой обозначается важный момент в развитии сценического действия. Строгое деление на А. ввели французские классицисты XVII века, которые придержива­лись пятиактного членения.

Драматургия XIX века использовала разное число А. (на­пример, «Ревизор», «Гроза» — пятиактные пьесы; «Маскарад», «Вишневый сад» — четырехактные; «Женитьба» Н. Гоголя — двухактная и т. д.).

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1355 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ — 1) во французской поэзии — силлабический стих в 12 слогов с цезурой после шестого слога;

2) в русской поэзии — шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы. Рифмовка парная.

Пример:

Надменный вре ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1294 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АЛЛЕГОРИЯ (от греч. alios — иной и agoreuo — говорю) — изображение отвлеченного понятия или явления через конкрет­ный образ (сердце — А. любви; две скрещенные пушки — А. артиллерии и т. д.).

Так, в баснях под видом животных ал­легорически изображаются определенные лица или социальные явления. Многие аллегорические образы пришли из мифологии, например:  образ богини Фемиды — А. правосудия.

Категория: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА | Просмотров: 1425 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. al — к, при, litera — буква) — пов­торение в стихотворной речи (реже — в прозе) одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи (см.). А. вы­деляет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными:

Город грабил,

греб,

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1499 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio — намек) — одна из форм ино­сказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный, бытовой или общественно-политический: «Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен?» (В. В. Маяков­ский. Хорошо!). Строка перекликается с репликой Чацкого (А. С. Грибоедов. Горе от ума): «И дым отечества нам сладок и приятен», в свою очередь восходящую к строке Г. Р. Державина из стихотворения «Арфа»:

Мила нам добра весть о нашей стороне;

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1497 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АМФИБРАХИЙ (от греч. amphibrachys — с двух сторон крат­кий) — трехсложный  размер,  где  ударения  падают  преиму­щественно на 2, 5, 8, 11 и т. д. слоги. Схема А.

В XVIII веке употреблялся крайне редко. В широкую практику введен В. Жуковским. К нему обращались В. Кю­хельбекер, М. Лермонтов, В. Бенедиктов, А. Фет, А. К. Толстой и ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1353 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АНАКРЕОНТИЗМ — характер художественных произведе­ний, близких по мироощущению лирике древнегреческого поэ­та Анакреонта (ок. 570—478 гг. до н. э.). Радостно-спокойное, светлое мировосприятие его поэзии не имеет, однако, ничего общего с беспечной легкостью и нарочитой бездумностью ли­тературы упадка. Излюбленные темы Анакреонта — радость бытия, любовь, вино.

В древности песни его пользовались популярностью. От всего лирического наследия поэта (не ме­нее пяти книг) дошли лишь незначительные отрывки. А. ока­зал влияние на развитие европейской ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1555 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АНАКРУЗА (от греч. anacrousis — отталкивание) — безудар­ные слоги в стихотворном размере, предшествующие первому ударному. А. у хорея и дактиля — нулевая, потому что строка начинается сразу с ударного слога. В ямбе и амфибрахии А. односложная, в анапесте — двусложная.

Встречаются стихи с вариациями А. (с переменной А.).

Зачем я не птица, не ворон степной,

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1439 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АНАПЕСТ (от греч. anapaistos — отраженный назад) — трех­сложный размер, где ударения падают преимущественно на 8, 6, 9, 12 и т. д. слоги. Схема А.

В XVIII веке встречался крайне редко, например в духов­ной оде А. Сумарокова «Правосудное небо, воззри»..». Наибо­лее характерен для второй половины XIX века (Н. Некрасов, А. Фет). Самая популярная форма — трехстопный А. Зна­чительно реже встречается четырехстопный:

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1416 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АНАФОРА (от греч. anaphora — вынесение вверх) — повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.

А. довольно часто встречается в стихотворениях Ф. Тютчева, например:

Как ни гнетет рука судьбины,

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1526 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АНАХРОНИЗМ (от греч. ana — вверх, против; chronos — время) — разного рода неточности (бытовые, культурно-ис­торические, временные и т. д.) — в художественном произведе­нии при изображении прошлого, неосознанное или сознатель­ное привнесение в него признаков более позднего времени. А., например, встречаются в драмах Шекспира: в «Юлии Цезаре» упоминается бой башенных часов, которых не было в Древнем Риме. Различают нейтральные и необходимые А. Приведенные выше относятся к нейтральным, и в произведении они чаще всего появляются случайно из-за безразличного отношения автора к фактической точности.

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1514 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АНОНИМ (от греч. anonymos — безымянный) — лицо, высту­пившее в печати (или рукописи) без указания своего имени или своего псевдонима (см.).

В древности, как правило, литература была анонимной. В России понятие об авторстве и авторской собственности раз­вилось только в XVIII и XIX веках. Однако и в это время по раз­личным политическим или личным причинам многие литератур­но-художественные, публицистические и литературно-крити­ческие сочинения появлялись в печати анонимно. Так, А. Пуш­кин напечатал некоторые произведения находившегося в кре­п ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1227 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — стихосложение древнегре­ческой и древнеримской поэзии. Разновидность «метрического» стихосложения, основанного на чередовании долгих и кратких слогов (а не ударных и безударных, как в силлабо-тоническом), причем считается, что при обычном произношении долгий слог равен по продолжительности двум кратким. Рифма в А, с. не употреблялась. В русских переводах «размерами подлинника» принято передавать ритмически сильные долгие слоги — удар­ными, а остальные — безударными.

Примеры:

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1148 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АНТИТЕЗА (от греч. antithesis — противоречие, противополо­жение) — противопоставление. Говоря о несходстве Онегина и Ленского, А. Пушкин прибегает к резкой А.:

Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1415 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АНТОЛОГИЯ (от греч. anthologia — цветник) — сборник от­дельных произведений, первоначально небольших стихотворений, в основном эпиграмм, принадлежащих разным авторам. Первая из А. была составлена в Древней Греции в I веке до н, э. А. широко распространена в литературах Востока, в древнерус­ской представлена «Изборниками», в русской литературе XVIII— начале XIX века — сборниками и альманахами.

До середины XIX века в России А. назывались сборники в ос­новном античной поэзии и антологическими — стихотворения, переведенные на русский с латинск ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1249 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos — человек и morphe — вид, форма)— один из видов олицетворения (см.), когда изобра­жаемый предмет уподобляется человеку либо наделен некото­рыми человеческими качествами. («Все мое»,— сказало злато; «Все мое»,— сказал булат. «Все куплю»,— сказало злато. «Все возьму», — сказал булат. — А. Пушкин. Золото и булат.) Например:

Ночевала тучка золотая

На ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1366 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АРХАИЗМ (от греч. archaios — древний)— устаревшее слово или оборот речи. А. бывает лексический (слово устарело само по себе): «Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус ры­баря белеет иногда» (А. Пушкин. Деревня) и семантический (устарело смысловое значение слова): «Угас, как светоч, див­ный гений» (М. Лермонтов. Смерть Поэта). Писатели ис­пользуют А. как средство художественной выразительности для воссоздания исторического колорита, речи героев (истори­ческие пьесы А. Островского, «Борис Годунов» А. Пушкина, «Сорочинская ярмарка» Н. Гоголя); для придания произведе­нию возвышенного характера:

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1783 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АССОНАНС (от лат. assonare — звучать в лад) — повторе­ние в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи (см.).

Например:

Взложу на тетеву тугую,

Послушный лук согну в дугу,

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1318 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

АФОРИЗМ (от греч. aphorismos — определение) — «крыла­тые слова», изречения, выражающие с предельной краткостью какую-либо значительную, глубокую мысль в оригинальной, художественно заостренной запоминающейся форме, некое неожиданное суждение, характеристику («Краткость — сест­ра таланта»). Афористичны по своей сущности пословицы и по­говорки, заключающие в себе вековую народную мудрость, однако, в отличие от них, афоризм, как правило, имеет автор­ство («Человек — это звучит гордо».— М. Горький).

Неред­ко афоризмами становятся цитаты из худ ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1471 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

БАЛЛАДА (от итал. bailare — плясать) — хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее — неболь­шое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего ле­жит какой-то необычайный случай; многие В. связаны с ис­торическими событиями или преданиями (Б. о Робин Гуде, «Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина), с фантастическими, таинственными происшествиями («Светлана », «Людмила » В. Жуковского); в советской поэзии Б. рассказывали о муже­стве и героизме советского человека. Таковы баллад ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1297 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

БАРД (от ирландск. bard) — певец-лирик кельтских наро­дов (ирландцев, валлийцев, шотландцев, пиктов), воспевавший подвиги своего короля и его дружины. С XVIII века Б.—» то же, что и поэт.

Ты был мне все, о бард чудесный,

В мучительный, тяжелый час…

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1298 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

БАРОККО (от португ. perrola barroca — жемчужина не­правильной формы; в переносном значении — «странный», «причудливый», «неправильный») — одно из основных — на­ряду с классицизмом — художественных направлений в ис­кусстве и литературе конца XVI — первой половины XVIII ве­ка, для которого характерны трагическое восприятие жизни, исключительно высокая эмоциональность (экспрессивность), сочетание в одном произведении контрастных жизненных яв­лений, пышность и грандиозность.

Стиль Б. главным образом проявился в архитектуре и изоб­разительном ис ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1277 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

БАСНЯ — краткий рассказ, более всего в стихах, главным образом сатирического характера. Цель Б.— осмеяние чело­веческих пороков, недостатков общественной жизни. В иноска­зательном сюжете Б. действующими лицами чаще являются условные басенные звери.

Возникновение Б. связывают с легендарным древнегречес­ким баснописцем Эзопом; его Б. написаны в прозе. Большой популярностью пользовались Б. французского поэта XVII века Лафонтена. В России XVIII века к басенному жанру охотно обращались В. Тредиаковский, А. Кантемир, М. Ломоносов, А. Сумароков и мн. др., но наибольшим мастерством отлич ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1351 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

БЕЛЫЙ СТИХ — нерифмованный, книжный (в отличие от фольклорного, тоже, как правило, не имеющего рифмы) стих. Название произошло от того, что его окончания, где обычно помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными («белыми»). Б. с. широко использовали в рус­ской поэзии поэты XVIII века (В. Тредиаковский, А. Сумаро­ков, А. Радищев, Н. Карамзин и др.). А. Пушкин ввел Б. с. в драматургию («Борис Годунов», маленькие трагедии). В. Жу­ковский применил его в балладах («Ночной смотр»), Н. Некра­сов — в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1308 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

БИБЛИОГРАФИЯ (от греч. biblion — книга и grapho — пи­шу) — вид научно-практической деятельности, результатом которой являются справочно-библиографические пособия раз­личного назначения. В более широком смысле библиографи­ей называют: 1) указатели литературы по какому-либо вопро­су или произведений какого-либо автора, 2) науку, разраба­тывающую теорию и методику библиографической деятель­ности (библиографоведение), 3) отдел в журнале или газете, где помещаются отзывы об изданных книгах и опубликован­ных произведениях.

Первостепенное значение ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1290 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

БИОГРАФИЯ — история жизни человека. В литературо­ведении изучаются Б. писателей. Личный жизненный опыт художника, социально-бытовые условия его жизни, пережива­ния, выпавшие на его долю, отражаются в художественном творчестве. Знание биографии помогает понимать, как в процес­се творчества перерабатываются впечатления личной жизни, а следовательно, приоткрывает тайны творческой лаборатории художника. Кроме того, жизненный пример писателя или отдельные черты его характера, поведения могут иметь вос­питательное значение.

В XIX веке получил бол ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1242 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

БУКОЛИКА (от греч. bucolos — пастух) — особое худо­жественное видение мира, находящее отражение в поэтичес­ком творчестве. Оформилась в Древней Греции в поэзии Феокрита (III век до н. э.) и его последователей. Художествен­ной основой Б. послужил фольклор сицилийских пастухов о полумифическом пастухе Дафнисе, его любви и смерти. Б. воспроизводила повседневную жизнь небогатых простолюди­нов: рыбаков, земледельцев, пастухов,— естественность их от­ношений, желаний и чувств, близость к природе. Уже в первых произведениях Б. наблюдается элемент условности и стилизации. Социальные противоречия, бурная событиями эпо­ха по большей части остаются в стороне, во всяком случае, не становятся содержанием Б. (см. эк ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1080 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

БУРЛЕСКА, или бурлеск (франц. burlesque, итал. burlesco, от burla — шутка) — жанр комической пародийной поэзии, в которой возвышенная тема обычно излагается в нарочито юмористической форме, или «низкая» тема воплощается с помощью «высокого штиля». Известный украинский поэт И. П. Котляревский, использовав сюжет поэмы «Энеида» римского поэта Вергилия, написанной высоким стилем, создал свою знаменитую одноименную пародийную поэму. Вот ее начало:

Эней был парубок бедовый

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1559 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

БУФФОНАДА (от итал. buffonata, букв.— шутовство, паясни­чанье) — художественное произведение, для которого характер­но резкое преувеличение внешних признаков действующего лица, грубый комизм, являющийся средством раскрытия сущ­ности характера или создавшейся ситуации. Б. использовалась в античном и средневековом театре и в более позднюю эпоху.

Б. часто можно встретить в классической мировой литературе, например в «Виндзорских насмешницах» В. Шекспира (акт 3, сцена 3). Боясь скандала, который поднимет мистер Форд, если найдет в своем доме Ф ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1368 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

БЫЛИНА — жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси (IX—XIII века). Как повествовательному произ­ведению, Б. присущ особенный песенно-эпический способ от­ражения реальности. Изображаемый в Б. мир — это Древняя Русь (Киев, Новгород, Чернигов и другие русские города), но реальные образы и картины неотделимы от фантастического вымысла (Добрыня Никитич побивает огненного змея; Соло­вей-разбойник сидит на семи дубах и свистом губит все живое; новгородский гусляр Садко за игру получает богатство от морского царя и пр.). Фантастические образы и ситуации имеют более древний характер, они почерпнуты из старинных мифов и сказок, но преобразова ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1181 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ВАРИАНТ (от лат. varians, variantis — изменяющийся) — в текстологии (см.) так называют разночтение между разными ис­точниками одного и того же произведения, вызванное допол­нительной авторской работой над ним. Так, в стихотворении

A.  С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» в черновой редакции 4-й строфы вместо «Что в мой жесто­кий век...» читается: «Что вслед Радищеву...» («...восславил я свободу» и т. д.). Это первоначальное чтение является чер­новым вариантом данного места стихотво ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1099 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ВЕДУЩИЙ — персонаж в пьесе или спектакле, комментиру­ющий от имени автора происходящие на сцене события. Напр., в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского В. вступа­ет в доверительный разговор со зрителем. В инсценировке (см.) В. выступает от лица повествователя, связывая различные эпизоды большого и многопланового эпического произведения в единое драматическое действие (так, широкую известность приобрела роль В. в инсценировке «Воскресения» Л. Толстого во МХАТе в исполнении В. И. Качалова).

Сходные функции В. выполняет в ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1088 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ВЕНОК СОНЕТОВ — сложная строфическая форма стихотвор­ного произведения, состоящая из пятнадцати сонетов (см. Со­нет), Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (его называют магистром) повторяет первую строку каждого сонета, свя­зывая их воедино.

Таким образом В. с. составляет двести де­сять строк, из которых четырнадцать употреблены троекратно. Из крупных поэтов нашего столетия значителен В» с. у И, Бехера «Мертвецам Германии второй мировой войны», в со­ветской поэзии В. с. представлен В. Я. ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1162 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ — художественные образы, которые, бу­дучи однажды созданы, приобретают настолько очевидную общечеловеческую значимость, что впоследствии вновь и вновь возникают в творчестве писателей самых разных эпох. Емкость, содержательность В. о. настолько значительны, что меняющая­ся историческая обстановка позволяет непрерывно развивать заложенный в В. о. их общий смысл и усиливать те или иные его оттенки. Такой была судьба в истории искусства одного из наиболее известных В. о. — дошедшего до современности из древнегреческой мифологии образа титана Прометея, пере­давшего людям похищенный у богов огонь и за это при­кованного к скале в горах Кавказа.

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1573 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИТЕРАТУР. Отдельные национальные литературы, развиваясь самостоятельно, связаны с другими литературами. Степень прочности этих связей и их широта могут быть различны.

Один из древних образцов полноценного и широкого В. л. — обмен традициями между греческой и римской литературами античности. Заимствованные когда-то художественные цен­ности были позднее переданы другим народам Европы. Насле­дие античности составило художественную базу литературы Возрождения (см.). В свою очередь идеи, темы и образы итальянского ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1155 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ — один из видов творческой связи между писателями. В, л. могут связывать писателей друг с другом внутри отдельных национальных литератур, но они могут быть и составной частью взаимодействия раз­личных литератур в целом (см. Взаимодействие литератур).

В. л. может проявляться по-разному. Одни писатели «бе­рут» у других сюжеты и образы. Например, образы Ромео и Джульетты и основу сюжета своей драмы Шекспир заим­ствовал у известного итальянского писателя XVI века Маттео Банделло. В подобных случаях говорят о литературном за ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1072 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА. В большинстве случаев рифмуются окончания стихотворных строк. Но могут рифмоваться и сло­ва, стоящие в середине стиха — в различных комбинациях.

Той, чей голос — звон свирели, нить свивая из кудели,

Песнь сложил я, Руставели, умирая от любви.

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1169 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ВОДЕВИЛЬ (от франц. vaudeville) — вид комедии (см.) — лег­кая развлекательная пьеса бытового содержания, основанная на занимательной интриге (см.) и сочетающая остроумный диалог (см.) с музыкой и танцами, веселыми песенками-купле­тами. В, занял важное место в театральном репертуаре Евро­пы XIX века. В. являлся также школой актерского мастерства, так как требовал от исполнителей живости ведения диалога, быстрого перевоплощения, изобретательности и сценического изящества.

В России В. развивался с начала XIX века (А. А. Шахов­ской), а расцвет ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1140 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭПОХА, или эпоха Ренессанса,— пе­реломная в истории европейской и мировой культуры эпоха, отмеченная бурным расцветом изобразительного искусства и литературы XV—XVI веков (в Италии — с XIV века). Рост городов, формирование в них ремесленного и торгового сосло­вия, многочисленные путешествия и связанные с ними геогра­фические открытия — все это расширяло кругозор человека и подрывало авторитет средневековой идеологии, утверждав­шейся феодалами и церковью. Церковь насаждала страх перед богом, учила покорности и смирению, внушала мысль о бес­помощности и ничтожестве человека. Церковники стремились вытравить из памяти народов великие достижения греческой и римской древности, объявляя ее памятн ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1364 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ВОЛЬНЫЙ СТИХ — силлабо-тонический стих, состоящий из строк различной длины. В отличие от свободного стиха (см.), строки здесь разностопны, но одной метрической формы — чаще всего это вольный ямб, хотя встречается и вольный хорей, и вольные трехсложные размеры. Известен в русской поэзии с XVIII века (М. Ломоносов. «Свинья в лисьей коже»), исторически слился с жанром басни, почему его иногда и именуют «басенным стихом». Однако В. с. широко упот­реблялся и в драматургии («Горе от ума» А. Грибоедова, «Маскарад» М. Лермонтова), в поэмах («Душенька» Богда­новича), в лирической поэзии (П. Вяземский, А. Пушкин, В. Жуковский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев и мн. др.).
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1121 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ВРЕМЯ В ЛИТЕРАТУРЕ. Литература (как и музыка) принад­лежит, согласно разделению искусств, которое предложил не­мецкий просветитель и теоретик искусств XVIII века Г. Э. Лессинг, к так называемым «временным» искусствам (произве­дения литературы длятся во времени, их невозможно воспри­нять сразу, нужно время, чтобы прочесть даже короткий рас­сказ) в отличие от «пространственных» искусств — живописи, скульптуры, архитектуры, произведения которых могут быть восприняты сразу, в целом.

Время,  наряду ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1270 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ВУЛЬГАРИЗМЫ (от лат. vulgaris — грубый, простой) — гру­бое, иногда неправильное слово или выражение, используемое писателем для усиления выражаемой мысли, более эмоцио­нальной характеристики персонажей. Например:

К любым

чертям с матерями

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1383 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — одна из важнейших осо­бенностей художественного творчества, связанная со способ­ностью писателя представить, вообразить то, что могло бы быть в действительности. Изображая судьбы людей, характер­ное для них, типическое, писатель не всегда встречает в самой жизни человека, воплощающего черты времени, или находит ситуацию, в которой может проявиться характер его героя. На основе своего знания жизни писатель может представить себе такого человека или вообразить такие обстоятельства, в кото­рых герой мог бы оказаться. Рисуя в «Повести о настоящем че­ловеке» реального участника Великой Отечественной войны, мужественного человека, Б. Полевой должен был, однако, представить себе отде ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 905 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ГАЛЛИЦИЗМ (от лат. gallicus — галльский) — слово или обо­рот, заимствованные в XVIII веке из французского языка: из общественно-политической лексики («комиссар»), из военной («кавалерия»), из единой системы мер («метр»), из области тор­говли, промышленности, производства («кредит», «фабрика», «драп»), из области искусства («актер»), из бытовой лексики («этаж», «визит»).

Со временем Г. усваивался языком и входил в обиход (район, сувенир). Многие писатели (А. П. Су­мароков, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, И. П. Мятлев) высмеив ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1094 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole — преувеличение) — сред­ство художественного изображения, основанное на преувели­чении. Г. прошла большой и сложный путь развития — от фольклорных произведений многих народов до произведений, где созданы развернутые, гиперболические образы («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедри­на, «150 000 000» В. Маяковского). Часто Г. встречается в пос­ловицах, поговорках и в изречениях (например, «море по колено», «слезы текут ручьем»). Или:

И че ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1562 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ГРОТЕСК (от франц. grotesque, от итал. grotesko) — в литера­туре и искусстве одна из разновидностей комического (см.), сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Как форма комического Г. отли­чается от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и за­бавное неотделимы от страшного, зловещего; как правило, обра­зы Г. несут в себе трагический смысл.

Термин «Г.» получил распространение в XV—XVI веках, когда при раскопках древнеримских подземных помещений (гротов) были обнаружены настенные росписи с причудл ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1287 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ДАКТИЛЬ (от греч. daktylos — палец) — трехсложный раз­мер, где ударения падают преимущественно на 1, 4, 7,10 и т. д. слоги.

В XVIII веке встречается у А. Сумарокова, Г. Державина, А. Радищева, Н. Карамзина. Поэты пушкинской поры пред­почитали ему амфибрахий, но позднее А. Майков, Л. Мей, Н. Некрасов, А. Фет, Н. Щербина восстановили его популяр­ность. Первоначально наиболее продуктивной была двустопная форма:

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1120 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ДВУСТИШИЕ — простейшая, и наименьшая форма сочетания стихотворных строк; в рифмованных стихах Д. — две строки, связанные смежной рифмой. Д. может представлять собой за­конченное самостоятельное произведение (см. Дистих).

Д. могут быть написаны большие произведения, кроме того, Д. может служить составной частью более крупной строфы, например блестящее завершающее Д. в октаве и в онегинской строфе:

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1485 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ДЕЙСТВИЕ.— 1. Акт (см.) в драме. 2. Поступки персонажей. 3. Система событий в произведении. В последнем случае Д. близко по значению к сюжету (см.), но не исчерпывает его, так как сюжет наряду с системой событий включает в себя и харак­теры действующих лиц. Иначе говоря, Д. определяет внешнюю (наиболее конкретную^ «материальную») сторону сюжета: его организацию через последовательное течение событий: от за­вязки (см.), которой чаще всего предшествует экспозиция (см.), через развитие Д. и кульминацию (см.), к развязке (см.), пос­леднюю может завершать эпилог (см.).

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1065 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ДЕКАДАНС (от франц. decadence — упадок) — упадочные явления (т. е. настроения пассивности и безнадежности) в фи­лософии, искусстве и литературе конца XIX — начала XX ве­ка в Западной Европе, затронувшие также и русскую культуру этого времени. Сам термин возник во Франции в 80-х годах XIX века, тогда же и возникло понятие «конец века». Оно озна­чало не просто «конец XIX века», а конец надежд, утрату идеа­лов.

В XIX веке на Западе долгое время были живы идеалы, про­возглашенные Французской революцией,— свободы, равен­ства, братства. Они были ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1376 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изобра­жаемую автором картину, предмет или характер в неповтори­мой индивидуальности. Д. х. может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка.

Например, Марк Твен в «Приключениях Тома Сойера» рас­сказывает, как перед дракой Том «пальцем босой ноги провел в пыли черту перед мальчиком, одетым в башмаки даже в буд­ничный день». Эти Д. х. дают возможность наглядно предста­вить картину начинающейся драки, кроме т ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1026 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от лат. detectio — раскры­тие, от англ. detect — открывать, обнаруживать; detective — сыщик) — вид художественной литературы, в которой услож­ненный сюжет обычно построен или на логическом раскрытии загадочного преступления, или на детальном выяснении таин­ственных и странных обстоятельств, связанных с судьбами ге­роев. Конфликт строится на борьбе разума и справедливости с силами зла и насилия. Родоначальником Д. л. считается аме­риканский романтик Э. А. По. Классическими образцами Д. л. являются произведения У. Коллинза, А. Конан-Дойля, А. Кристи, Ж. Сименона, Б. Райнова и др. Д. л. создается во многих странах с учетом традиций и национальных особен­ностей. В жанровом отношени ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1106 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ДИАЛОГ (от греч. dialogos — разговор, беседа) — вид устной речи, разговор двух или более лиц. В литературном произведе­нии Д.— одна из основных форм речевой характеристики персо­нажей, наряду с монологом (см.), несобственно прямой речью. Д. особенно важен в драме, где он является главным средством изображения действия (см.) и характеров. В эпических произве­дениях Д. сочетается с авторской речью.

Д. существует и в качестве особого литературно-публицистического жанра (у Сократа, Платона в древнегреческой лите­ратуре; у некоторых писателей Во ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1095 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ДИСТИХ (от греч. di — дважды и stichos — стих) — стихотво­рение из двух строк.

Распространен в античной поэзии. В рус­ской поэзии классический Д. — сочетание двух шестиударных строк, из которых первая — с женским окончанием, вторая — с мужским:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи.

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1140 | Добавил: admin | Дата: 10.09.2012

ВИДЕОУРОКИ

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск


Copyright MyCorp © 2022 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0