Несколько рассказов и повестей Толстого появились в
промежутке 1857—1862 гг. («Метель», «Два гусара», «Три смерти»,
«Казаки»), и каждый из них вызывал новое восхищение его талантом. Первый
из указанных нами рассказов, несмотря на незначительность содержания,
является перлом искусства: в нем рассказывается о блужданиях путника,
застигнутого метелью. То же можно сказать по справедливости о «Двух
гусарах»; в этом рассказе, на пространстве немногих страниц, с
удивительной точностью очерчены два поколения. Что же касается до
глубоко пантеистического рассказа «Три смерти», в котором изображены
смерть богатой помещицы, смерть бедного ямщика и смерть березы, то это —
поэма в прозе, заслуживающая быть поставленной наряду с лучшими
образцами пантеистической поэзии Гете. В то же время по своему
социальному значению этот рассказ является предшественником произведений
Толстого позднейшей эпохи.
«Казаки» — автобиографическая повесть и относится
ко времени, о котором мы упоминали выше, когда 24-летний Толстой, убегая
от пустоты жизни, которую он вел в Петербурге, попал в Пятигорск, а
потом в заброшенную казачью станицу на берегу Терека, охотился там в
компании со старым казаком Брошкой и с молодым Лукашкой и где, среди
поэтического наслаждения чудной природой, среди простоты жизни этих
детей природы и немого обожания молодой казачки, пробудился его
удивительный литературный гений.
Появление этой повести, в которой каждый чувствует
следы гениального таланта, вызвало ожесточенные споры. Повесть была
начата в 1852 году, но напечатана лишь в 1860 году, когда вся Россия с
нетерпением ожидала результатов работы комитетов по освобождению
крестьян, предвидя, что с падением крепостного права начнется полное
разрушение всех других, сгнивших, устаревших, варварских учреждений
прошлого. Россия искала тогда в западной цивилизации вдохновения и
примера для великой реформационной работы. И в это время появляется
молодой писатель, который, вслед за Руссо, возмущается против
цивилизации, проповедует возвращение к природе и зовет нас сбросить с
себя искусственный покров, который мы зовем цивилизованной жизнью, но
который является плохой заменой счастья, даваемого свободным трудом на
лоне свободной природы. Всем известна основная идея «Казаков»: контраст
между естественной жизнью этих сынов степей и искусственной жизнью
молодого офицера, случайно попавшего в их среду.
Толстой рисует здесь сильных людей, похожих на
американских скваттеров, которые развились в степях, у подножия
Кавказских гор, и жизнь которых полна опасностей, — причем в этой жизни
физическая сила, выносливость и холодное мужество являются
необходимостью. В их среду попадает один из болезненных продуктов нашей
полуинтеллектуальной городской жизни, причем ему на каждом шагу
приходится чувствовать превосходство над ним казака Лукашки. Он хочет
совершить что-нибудь великое, но для этого у него не хватает ни
умственных, ни физических сил. Даже его любовь не имеет ничего общего с
здоровой, сильной любовью человека, выросшего в степях; это — просто
лишь слабое возбуждение нервов, которое, очевидно, не может продолжаться
долго и которое вызывает только род беспокойства в девушке-казачке, но
лично не может увлечь ее. И когда он говорит ей о любви, в силу которой
он, впрочем, и сам не верит, она отталкивает его со словами: «Отстань ты
от меня, постылый».
Некоторые увидели в этой замечательной повести
такое же «восхваление полудикого образа жизни», в каком обвиняли (нелепо
обвиняли) писателей XVIII века и в особенности Руссо. В
действительности Толстой далек от такого восхваления, как, впрочем,
далек был от него и Руссо. Но Толстой видел в жизни казаков обилие
жизненности, энергии и силы, каких он не находил в жизни его
благорожденного героя, — и он рассказал об этом в прекрасной,
производящей впечатление, форме. Его герой — а таких найдется
бесчисленное множество — не обладает ни теми силами, которые дает
физический труд в борьбе с природой, ни теми силами, которые могла бы
дать ему наука и истинная образованность. Действительная умственная сила
не спрашивает себя каждую минуту: «Прав я или нет?»
Такая сила чувствует, что у нее есть известные
начала, в которых она не может быть неправою. То же по справедливости
можно сказать и о нравственной силе: она знает, что до такой-то степени
она может доверять самой себе. Но, подобно тысячам людей, принадлежащим к
так называемым образованным классам, Нехлюдов не обладает ни одною из
этих сил. Он слабосильное существо, и Толстой указал на его умственную и
нравственную хрупкость с такой ясностью, что она должна была произвести
глубокое впечатление. |