Из всех беллетристических произведений Толстого
«Анна Каренина» обладает наиболее широким кругом читателей на всех
языках. Как произведение искусства оно стоит очень высоко. С первого же
появления героини вы чувствуете, что жизнь ее непременно должна
закончиться драмой; ее трагический конец так же неизбежен, как в драмах
Шекспира. В этом смысле роман вполне верно воспроизводит жизнь: пред
нами картина действительной жизни, написанная рукой великого мастера.
Вообще, изображение женщин, за исключением очень молоденьких девушек, —
слабая сторона таланта Толстого: он мало знает женщин, — и нам кажется,
что Анна Каренина могла бы быть изображена с большей глубиной, полнотой
психологии и жизненностью; но более обыденная женщина, Долли, стоит пред
вами как живая. Что же касается различных сцен романа — бал, офицерские
скачки, семейная жизнь Долли, деревенские сцены в имении Левина, смерть
его брата и т. д., то все они нарисованы так, что по художественным
достоинствам «Анна Каренина» стоит на первом месте, даже среди многих
превосходных произведений, написанных Толстым.
И все же, несмотря на все вышесказанное, роман
произвел в России решительно неблагоприятное впечатление; он вызвал
поздравления Толстому из реакционного лагеря и очень холодный прием со
стороны прогрессивной части общества. Дело в том, что вопрос о браке и о
возможном расхождении между мужем и женой — очень серьезно обсуждался в
России, нашими лучшими людьми, как в литературе, так и в жизни. Само
собою разумеется, что такое безразлично-легкомысленное отношение к
браку, какое мы так часто видели за последнее время в Англии, в
бракоразводных процессах высшего «общества», сурово и бесповоротно
осуждалось; точно так же всякая форма обмана, который является сюжетом
бесчисленных французских повестей и драм, совершенно исключалась при
всяком честном обсуждении вопроса. Но, исключивши из обсуждения и сурово
осудивши легкомыслие одних и обман других, приходилось тем серьезнее
обсуждать права новой любви, серьезной и глубокой, появляющейся после
нескольких лет счастливой супружеской жизни. Повесть Чернышевского «Что
делать?» можно рассматривать как наилучшее выражение мнений о браке,
господствовавших тогда среди лучшей части молодого поколения. Раз вы
вступили в брак, — говорили представители этого поколения, — не
относитесь легкомысленно к любовным приключениям и ко всякого рода
флирту. Не всякое проявление страсти заслуживает еще название новой
любви, и то, что описывается как любовь, в громадном большинстве случаев
— не что иное, как лишь временная похоть. Даже в случаях действительной
любви, прежде чем она вырастет в реальное и глубокое чувство, в
большинстве случаев имеется период, когда есть еще время подумать о
последствиях, какие эта любовь может вызвать, если она вырастет до
размеров истинной глубокой страсти. Но все же обязательно [надо]
признать, что бывают случаи, когда людей охватывает новая любовь;
имеются случаи, когда она является, и должна явиться, благодаря целому
ряду обстоятельств, как, например, когда девушка вышла замуж почти
против воли, лишь вследствие настойчивых молений влюбленного в нее
человека, или когда люди вступили в брак, не понимая друг друга, или,
наконец, когда один из двух продолжает развиваться в смысле высшего
идеала, в то время как другой или другая, уставши носить маску
притворного идеализма, погружается в филистерское счастье, облеченное в
теплый халат. В подобных случаях расхождение не только неизбежно, но
часто необходимо в интересе обоих сторон. В таких случаях лучше
перенести страдания, вызываемые расхождением (честные натуры лишь
очищаются таким страданием), чем совершенно изуродовать дальнейшую жизнь
одного — а в большинстве случаев обоих — и знать при этом, что
дальнейшая совместная жизнь при подобных условиях фатально отразится на
ни в чем не повинных детях. Так, по крайней мере, относится к этому
вопросу русская литература и лучшая часть русского мыслящего общества.
И вот является Толстой с «Анной Карениной», во
главе которой поставлен угрожающий библейский эпиграф: «Мне отмщение и
Аз воздам», и в которой это библейское отмщение падает на несчастную
Каренину, которая кладет конец своим страданиям, после расхождения с
мужем, покончив с собою самоубийством. Русские критики, конечно,
разошлись в данном случае со взглядами Толстого: любовь, овладевшая
Карениной, менее всего вызывала «отмщение». Она, молодой девушкой, вышла
замуж за пожилого и непривлекательного человека. В то время она не
сознавала всей серьезности этого шага, и никто не попытался объяснить ей
этого. Она не знала любви и узнала ее, лишь встретясь с Вронским.
Вследствие глубокой честности ее натуры сама мысль об обмане была ей
противна; продолжая жить с мужем, она не сделала бы этим ни мужа, ни
ребенка — счастливее. В таких условиях расхождение с мужем и новая жизнь
с Вронским, который серьезно любил ее, была единственным выходом в ее
положении. Во всяком случае, если история Анны Карениной заканчивается
трагедией, эта трагедия вовсе не является результатом «высшей
справедливости». Как и в других случаях, честный художественный гений
Толстого разошелся с его теоретическим разумом и указал на другие,
действительные, причины, а именно на непоследовательность Вронского и
Карениной. Разойдясь с мужем и отнесясь с презрением к «общественному
мнению» — т. е. к мнению женщин, которые, как показывает сам Толстой,
сами не обладали достаточной честностью, чтобы иметь право решать вопрос
подобного рода, — ни Каренина, ни Вронский не оказались достаточно
смелыми, чтобы порвать с этим «обществом», пустоту которого Толстой
знает и описывает так блестяще. Вместо этого, когда Анна возвращается с
Вронским в Петербург, они оба заняты одной мыслью: как Бетси и другие,
подобные ей, встретят Анну, когда она появится среди них? Таким образом,
мнение различных Бетси, а вовсе не «Высшая Справедливость», приводит
Каренину к самоубийству. |