В 1859—1862 годах по всей России шла ожесточенная
борьба между «отцами» и «детьми», вызывая нападки против молодого
поколения даже со стороны таких «объективных» писателей, как Гончаров,
не говоря уже о Писемском и некоторых других. Но нам неизвестно, на чьей
стороне лежали в данном случае симпатии Толстого. Надо, впрочем,
сказать, что часть этого времени он провел за границей со старшим братом
Николаем, умершим на юге Франции.
Нам известно, что неспособность западноевропейской
цивилизации дать благосостояние и равенство народным массам произвела
на Толстого глубокое впечатление. По словам Венгерова, во время своего
путешествия за границей Толстой посетил лишь Ауэрбаха, автора
«Шварцвальдских рассказов из крестьянской жизни», издававшего в то время
календари для народа, и Прудона, жившего тогда в изгнании в Брюсселе.
Толстой возвратился в Россию тотчас после освобождения крестьян, принял
место мирового посредника и, поселившись в Ясной Поляне, занялся
вопросом школьного образования крестьянских детей. К вопросу этому он
подошел совершенно независимым путем, руководясь чисто анархическими
принципами, вполне свободными от тех искусственных методов образования,
которые были выработаны немецкими педагогами и вызывали тогда общее
восхищение в России. В его школе вовсе не было так называемой
дисциплины. Вместо выработки программ для обучения детей, учитель, по
мнению Толстого, должен узнать от самих детей, чему они хотят учиться, и
должен сообразовать свое преподавание с индивидуальными вкусами и
способностями каждого ребенка. Такая метода прилагалась в школе Толстого
и принесла замечательные результаты. Но на нее, к сожалению, до сих пор
обращали слишком мало внимания, и лишь один великий писатель — другой
поэт, Вильям Моррис, — защищал в «Новости неизвестно откуда» («Newstron
Nowhere») такую же свободу в образовании. Но мы уверены, что
когда-нибудь статьи Толстого о Яснополянской школе, изученные каким-либо
талантливым педагогом, также, как «Эмиль» Руссо изучался Фребелем,
послужат исходным пунктом для реформы в образовании, более глубокой, чем
реформы Песталоцци и Фребеля.
В настоящее время известно, что педагогические
опыты Толстого были приостановлены насильственным путем русским
правительством. Во время отсутствия Толстого из имения в его доме был
произведен жандармами обыск, причем жандармы не только перепугали
насмерть старую тетю Толстого (тяжело заболевшую после этого), но
обшарили каждый уголок в доме и читали вслух, с циническими замечаниями,
интимный дневник, который великий писатель вел с юности. Ему угрожали
другим обыском, так что Толстой намеревался эмигрировать навсегда в
Лондон и предупредил Александра II через графиню А. А. Толстую, что он
держит при себе заряженный револьвер и застрелит первого же полицейского
чиновника, который осмелится войти в его дом. Понятно, что при таких
условиях Яснополянскую школу пришлось закрыть. |