Перлом среди повестей Гоголя из малорусской жизни
является историческая повесть «Тарас Бульба», воспроизводящая один из
наиболее интересных периодов истории Малороссии — пятнадцатый век.
Константинополь попал тогда в руки турок, и, несмотря на выросшее на
Западе могущественное Польско-Литовское государство, турки являлись
постоянной угрозой для восточной и средней Европы. Тогда на защиту
России и Европы выступили украинцы. Они жили вольными казацкими
общинами, над которыми поляки начинали устанавливать нечто вроде
феодальной власти. В мирные времена эти казаки занимались земледелием в
степях и рыболовством в обширных реках юго-западной России, доходя по
временам до Черного моря; каждый из казаков был вооружен, и вся страна
была разделена на полки. По первому знаку это мирное население
поднималось и грудью встречало нашествие турок или набег татар,
возвращаясь опять к своим полям и рыбным ловлям, как только прекращалась
война.
Таким образом, вся нация была готова
сопротивляться нашествиям мусульман; но для той же цели имелся
специальный казацкий передовой отряд, расположенный на нижнем течении
Днепра, «за порогами», на острове, вскоре сделавшемся знаменитым под
именем «Запорожской Сечи». Люди всех званий и положений, включая беглых
крепостных и не поладивших с законом, а также всякого рода искатели
приключений могли приходить и селиться в Сечи. Их спрашивали только:
ходят ли они в церковь? — и после утвердительного ответа кошевой говорил
новоприбывшему: «Перекрестись». Пришедший крестился. «Ну, хорошо, —
говорил кошевой, — ступай же в который сам знаешь курень». Сечь была
разделена на 60 куреней, которые напоминали независимые республики или,
вернее, общежития беззаботной молодежи. Никто из них не обладал
каким-либо имуществом, за исключением оружия. Женщин в Сечь не
допускали, и в ней господствовал ярко-демократический дух.
Героем повести Гоголя является старый казак Тарас
Бульба, который, пробывши много лет в Сечи, мирно проводил теперь
старость на хуторе. Двое его сыновей, учившиеся в Киевской академии,
возвращаются домой после нескольких лет отсутствия. Их первая встреча с
отцом очень характерна. Когда отец начинает насмехаться над их длинной
одеждой, не пригожей, по его мнению, для казака, старший сын, Остап,
вызывает отца драться на кулаки. Отец восхищен этим вызовом, и они
наделяют друг друга тумаками; старик, еле переводя дыхание, восклицает:
«Да он славно бьется! ей-богу, хорошо! так, хоть бы даже и не пробовать.
Добрый будет казак! Ну здорово, сынку! Почеломкаемся!» На следующий же
день после их прибытия не давши матери наглядеться на сыновей, Тарас
отправляется с ним в Сечь, которая, как часто бывало в те времена, и
начинает вскоре готовиться к войне, вызванной притеснениями польских
помещиков над крестьянами-малороссами.
Жизнь вольных казаков в республике «за порогами» и
их способ ведения войны превосходно описаны в повести; но, платя дань
тогдашнему романтизму, Гоголь делает из младшего сына Тараса, Андрея,
сантиментального героя, влюбляющегося в аристократку-польку и
передающегося врагам, в то время как отец и старший сын продолжают
сражаться с поляками. Война тянется почти целый год, с переменным
успехом, причем во время одной из вылазок осажденных поляков младшего
сына Тараса, Андрея, казаки берут в плен, и старик-отец собственноручно
убивает изменника-сына. Старшего сына захватывают в плен поляки и
отвозят в Варшаву, где он умирает под пытками, а Тарас, возвратясь в
Малороссию, собирает большой отряд войск и производит один из тех
набегов на Польшу, которыми полна была история этих соседних народов в
течение двух столетий. Взятый в плен Тарас умирает, сожженный на костре,
выказывая при этом то презрение к жизни и страданиям, которое было
присуще этой могучей боевой расе. Таков вкратце сюжет повести, отдельные
сцены которой отличаются поразительной красотой.
«Тарас Бульба», конечно, не отвечает требованиям
современного реализма: на нем ярко отразилось влияние романтической
школы. Младший сын Тараса вовсе не живое лицо; польская аристократка
целиком выдумана Гоголем, потому что она нужна была ему по плану
повести; видно, что Гоголь никогда не знавал женщин этого типа. Но
старый казак и его старший сын, а равно изображение казацкого военного
быта — отличаются высоким реализмом; эти изображения производят иллюзию
действительной жизни. Читатель невольно проникается симпатией к старому
Тарасу, в то время как этнограф чувствует, что в данной повести он имеет
пред собою удивительную комбинацию хорошего этнографического документа с
поэтическим воспроизведением далекой и высоко интересной эпохи, —
причем верность этнографического документа не ослаблена, а усилена
поэтическим пониманием эпохи.
Вслед за повестями из малорусской жизни Гоголь
начал писать повести и рассказы из великорусской жизни. Два из этих
мелких рассказов — «Записки сумасшедшего» и «Шинель» — заслуживают
особого упоминания. В «Шинели» особенно ярко сказалась та особенность
таланта Гоголя, которая облекла смехом «невидимые слезы» автора. Скудная
жизнь маленького чиновника, который, к своему ужасу, открывает, что его
шинель износилась до такой степени, что ее невозможно больше чинить;
его колебания, прежде чем он решается заказать новую; его нервное
возбуждение, когда новая шинель готова и он примеривает ее в первый раз;
и, наконец, его отчаяние, среди общего равнодушия, когда ночные
грабители снимают с него шинель, — каждая строка этого произведения
носит на себе печать великого литературного гения. Достаточно сказать,
что «Шинель» Гоголя в той или иной форме повлияла как на современных
Гоголю, так и на последовавших за ним русских писателей. |